15 мар. 2017 г.

<b>
С Днём рождения,
Олег Дорман!
</b>
<i>  <b>
В одном из наших разговоров с Олегом Дорманом он обмолвился о родившейся у него идее создания телеканала о… человеке. Ведь, поразмыслил он, существуют телеканалы о политике, спорте, животных, домашнем хозяйстве… И только почему-то нет канала, посвященного человеческим судьбам. «Вот такой мы и сделаем», — сказал Дорман.

Режиссер «Подстрочника» и «Ноты» — читателям «Новой газеты» о том, каким он видит телевидение, о состоянии страны и умении слышать друг друга.
</b>
<b>Ценность заурядной жизни</b>

—Это идея совершенно естественная и очень конкретная. Я подумал, что всех без исключения интересуют другие люди. Мы же все время заняты тем, что говорим о других, думаем о других, прикидываем, как бы себя повели в той или иной ситуации. Чужой опыт становится нашим. Я даже удивлен, что такого канала до сих пор нет. Это, видимо, связано с каким-то общим невниманием к человеку, которое в нас всех живет. А оно, вероятно, со страхом, недоверием. Другой - опасен. Мы строим свою жизнь на том, чтобы поменьше видеть друг друга, чтобы нам никто не навязывался. Я даже предполагаю, что люди не здороваются, входя в лифт, из какой-то варварской осторожности. Это оборотная сторона хамства, но все же. «Я тебя не трогаю – и ты меня не трогай».
<b>
—Не смотреть на человека стало проще, чем смотреть на него?
</b>
—Да. Но все-таки жизнь человека без другого человека лишена смысла. Нравится нам это или нет. Помните слова Лема из «Соляриса»: «Единственное, что будет всегда волновать человека, это человек». Вся история цивилизации – путь к обособлению человека. Но вся история культуры – путь к сближению. Каждый из нас – отдельное существо, и это главное, что роднит всех нас. Каждый отвечает на вызовы собственной жизни. Опыт каждого - бесценное сокровище, которым он, если захочет, может поделиться. Вот я и имею в виду канал, где люди делятся собственным опытом существования.
<b>
—Идея с каналом пошла от «Подстрочника»?
</b>
—Я и до «Подстрочника» снимал про людей.  Например, с оператором Вадимом Ивановичем Юсовым мы делали «Свой голос» - фильм о молодых людях, которые ищут себя в девяностые годы двадцатого века.  Пекарь, аптекарша, предприниматель, учительница, солдат, музыкант… А параллельно в фильме люди старшего возраста рассказывали о том, как искали себя в иные времена. Одни – знаменитые: в частности, Ростропович, Баталов, Михалков, Боярский, Агутин, другие - их ровесники, совершенно не знаменитые, но не меньше сделавшие на пути, которым именно они шли. Например, главврач роддома Антонина Сахарова: в ленинградскую блокаду солдаты спасли ее с ребенком, приютили в госпитале, и она стала врачом. И в семьдесят с лишним лет еще возглавляла московский роддом. Молодые были ничуть не менее интересны, чем старшие. Настолько, что я несколько раз слышал от зрителей: «Это неправда. Это Вы им тексты написали. Таких людей нет». Есть. Нет – интереса к ним.
<b>
—А какие герои будут рассказывать о себе на канале?
</b>
—Разные, в этом смысл. Разного возраста, занятий, из разных стран. Но именно сами о себе, это главное. Героем некоторых передач или фильмов будет один человек, в других - будут рассказывать о своей жизни, например, однофамильцы, люди одинаковых профессий, живущие в разных уголках земли, жители одной улицы, одноклассники, однокурсники, члены одной семьи. В течение дня перед зрителем должна проходить панорама непохожих судеб, мироощущений, философий. Автобиография, скажем, фельдшера в маленьком городке – и директора сталелитейного комбината, жизнь знаменитой актрисы – и смотрительницы зоопарка, жизнь эскимоса и жизнь журналиста. Вот люди приходят с работы домой, готовят ужин и включают канал, а там антарктический рыбак рассказывает нам, как он готовит ужин и что он думает о жизни. Или вот человек залез на высочайшую гору, или совершил открытие или кого-нибудь спас, и рассказывает про это. А другой человек всю жизнь провел на заводе, и о себе может сказать лишь то, что у него есть жена и дети. Но надо хорошенько расспросить его - он тоже окажется интересен, и может быть, даже больше, чем остальные. Потому что такие люди составляют нашу жизнь. Мы ведь не покоряем  в большинстве своем горных вершин, не спасаем людей. Тот, кто помогает нам ощущать ценность заурядной жизни, порой гораздо более нам важен.
</i>

Полностью читать https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/09/21/51543-oleg-dorman-171-suschestvuet-tolko-chelovek-187

Комментариев нет:

Отправить комментарий