19 янв. 2019 г.

┏┃┃┃┏┛⋱  
━┛━┛┏┛⋯ 
━┛. . .. .   &emsp; <b>   Марина Собе-Панек </b>   (ФБ)
<i> 
<b>продолжение истории жизни Агафона Фаберже </b>

У Агафона Фаберже был роман с бонной своих детей Машей Борзовой. Когда жена Агафона – Лидия Трейберг – заметила, что муж поглядывает на бонну, тотчас ее уволила.
Выйдя из тюрьмы, Агафон сразу же отправился к Марии Борзовой.
Про этот эпизод его жизни обычно говорят: ему негде было преклонить голову – квартиру и дачу реквизировали, денег на гостиницу не было. Маша – единственная из его знакомых - согласилась приютить «буржуазную контру». Может быть, может быть… Но скорей всего, именно из-за Машеньки Борзовой Агафон и остался в России. Мог ведь вместе с семьей уехать в Финляндию. Не уехал.
В двадцать третьем году у Агафона и Марии родился сын Олег.
***
Агафон Фаберже получил свободу в обмен на сотрудничество с ГПУ. Чекистов интересовали друзья Агафона Карловича из финской дипломатической и консульской миссий.
У Агафона Фаберже не было выбора. Он согласился стать агентом. Но сразу же после выхода из тюрьмы обо всем рассказал своим финским друзьям. Финские дипломаты понимали всю сложность ситуации и согласились подыграть Агафону.
Несколько лет они снабжали его якобы секретными сведениями, сохраняя жизнь Агафону и его семье: жене Марии и сыну Олегу.
В конце двадцать первого года Гохрану понадобились хорошие эксперты.
Взамен восемнадцати расстрелянных.
Агафон Фаберже был одним из лучших специалистов по драгоценным камням в России, к тому же хорошо знал царские сокровища. Гохрану эксперт такого класса был нужен позарез.
И вот тогда король экспертов рискнул выдвинуть свои условия: ему возвращают квартиру, мебель, антиквариат и коллекцию марок. Плюс достойный оклад и гарантии для семьи.
Удивительно, но большевики согласились. По личному распоряжению Троцкого, возглавлявшего засекреченную Комиссию по изъятию ценностей, Агафону Карловичу вернули все конфискованное имущество!
Пять лет Агафон работал уполномоченным Гохрана по Петрограду. Со стороны казалось, что его семья живет роскошно: шестикомнатная квартира, великолепная обстановка, огромная зарплата. Жена сидит дома, сына воспитывает няня… И мало кто догадывался, что семья живет в постоянном страхе. Если бы в ГПУ узнали правду об агентурной деятельности Агафона, его бы точно расстреляли. И жену с маленьким сыном не пощадили бы.
В двадцать седьмом году Агафон решился бежать из страны. Сначала друзья-дипломаты по частям перевезли в Финляндию его коллекцию марок, табакерок, монет. Переправили несколько особо ценных ковров и картин.
Декабрьской ночью 1927 года рыбаки-финны перевезли семью Фаберже по замерзшему заливу на санках.
Четыре рыбака, четыре пары саней, три беглеца и мешок.
Все думали, что в мешке бриллианты. Действительно, что еще могло быть в мешке Агафона Фаберже? Только драгоценности!
Красноармейцы-пограничники заметили сани с беглецами уже почти на середине Финского залива. И открыли стрельбу.
Интересно, если бы они знали, что в первых двух санях едут женщина и маленький ребенок, стреляли бы они вслед на поражение?
Глупый вопрос, конечно, стреляли бы…
К счастью, никто из беглецов не погиб. Только Агафона легко ранили.
На финском берегу семью Агафона - его жену Марию и сына Олега - встретили друзья. Отвезли сначала в Куоккалу, затем переправили в Хельсинки.
А, кстати, что на самом деле было в мешке Агафона?
Ничего особенного. Только смена белья и зубные щетки…
Точно с таким же багажом в 1918 году уезжал из России король ювелиров Карл Фаберже.
(продолжение следует)
</i>  
#фаберже - семейные тайны
В 1902 году Карл Фаберже отправился в Париж по делам фирмы. И познакомился там с ресторанной певичкой - чешкой по национальности Иоанной-Амалией Крибель. Иоанне-Амалии шел двадцать первый год, Карлу Фаберже было 56. Он влюбился в певичку с первого взгляда и на всю оставшуюся жизнь. Седина в голову, бес в ребро...
Истории не известно, как король ювелиров попал в дешевый кафешантан. И также неизвестно, была ли Иоанна-Амалия влюблена в Карла Фаберже или только пользовалась его страстью.
А может быть, она мечтала о выгодном браке?
Но тут мечтам ее не суждено было сбыться. Карл Фаберже и в мыслях не мог представить развод с Августой Юлией, матерью его четырех сыновей. Тем не менее, бросить молодую любовницу он тоже не смог.
Каждую весну Карл Фаберже на три месяца уезжал из дома по делам фирмы.
Якобы по делам.
На самом деле он путешествовал по Европе с Иоанной-Амалией.
Их роман тянулся почти десять лет. Мадмуазель Крибель щеголяла в драгоценностях от Фаберже, покупала дома в Австрии.
Весной она развлекала знаменитого ювелира, в остальное время года довольствовалась клиентами поплоше – посетителями парижских увеселительных заведений.
А в 1911 году Иоанна-Амалия вдруг взяла да и выскочила замуж за семидесятилетнего грузинского князя Карамана Петровича Цицианова.
Впрочем, сразу же после венчания мадам Крибель-Цицианова сбежала из Тифлиса и больше уже к своему князю не возвращалась. Но и с Карлом Фаберже встречаться тоже перестала.
Конец их романа совпал с началом Первой мировой войны.
***
Списки подозрительных лиц были составлены по распоряжению Генштаба еще до начала Первой мировой. В эти списки попали, конечно же, в первую очередь иностранцы немецкого происхождения.
Фаберже хоть и были изначально родом из Франции, но, прожив сто лет в Германии, онемечились, и в России их считали немцами. Карл Густав даже был старостой Немецкого собрания Санкт-Петербурга.
В 1914 году семью Фаберже не выслали из Санкт-Петербурга потому, что король ювелиров по-прежнему выполнял личные заказы императорской семьи.
Впрочем, не только поэтому. Карл Фаберже по примеру Николая II сразу после начала войны перевел все свои деньги из зарубежных банков в российские.
Едва появились первые раненые, фирма Фаберже начала перечислять средства военным госпиталям, а также наладила выпуск недорогих подарков для солдат: скромные портсигары, кубки, значки.
В 1915 году Московская серебряная фабрика Фаберже помимо сувениров начала выпускать гранаты и гильзы для артиллерии. А Петербургские мастерские наладили производство медицинских шприцев.
В этом же году в жизни Карла Густава Фаберже вновь появилась Иоанна-Амалия, княгиня Цицианова.
Начало первой мировой застало княгиню Цицианову в Италии. Целый год она ездила по Европе – жила в Греции, Румынии, Болгарии. Отчего-то не пыталась вернуться в Австрию, где ее ждала тяжело больная мать, и не торопилась в Тифлис – к законному мужу. В 1915 году княгиня Цицианова попросила Карла Фаберже по старой дружбе помочь ей перебраться в Россию.
В это время в России как раз началась борьба с немецким засильем в экономике. Компании и фирмы, принадлежавшие немцам, были ликвидированы. И предприятия Карла Фаберже попали под подозрение. В данной ситуации хлопотать о приезде в Россию австрийской подданной было чистым безумием. Но Карл Густавович не устоял перед просьбой любимой женщины! Он рискнул всем – фирмой, семьей, собственной свободой, и уже в апреле 1915 княгиня Цицианова поселилась в самой дорогой гостинице Петрограда – «Европейской».
Охранка установила за княгиней Цициановой наружное наблюдение. Но Иоанна-Амалия, как назло, общалась только с модистками и парикмахерами. Тем не менее, через год в апреле 1916 года княгиню Цицианову арестовали как австрийскую шпионку и сослали в Сибирь.
Заступничество Карла Фаберже успехом не увенчалось.
Из доклада контрразведки: «Не мешает отметить, что сам Фаберже, при допросе ручавшийся за благонадежность Цициановой, далеко не представляет собой лица, к заявлениям которого военные власти могли бы отнестись с должным доверием…»
***
Давайте представим себе весы. На одну чашу весов положим долг перед семьей. Три десятка лет относительно счастливого супружества. Верность жены. Любовь к четырем сыновьям и к многочисленным внукам. Собственную свободу. Благополучие. Что еще… Ну, предположим, репутацию. А на другой чаше весов разместим страсть к молоденькой женщине. Легкомысленной. Не очень умной. Да к тому же из другого социального слоя. Какая чаша перевесит?
Неизвестно…
Любовь – чувство иррациональное. Здравый смысл и логика поступков у влюбленного человека отсутствуют напрочь…
Карл Фаберже в итоге остался с женой. Но это был не его собственный выбор. Вернуть Карла Густавовича в семью помогла царская охранка, сославшая княгиню Цицианову «во глубину сибирских руд».
***
1916 стал для Карла Фаберже годом потерь.
Поскольку из-за княгини Цициановой он попал в список неблагонадежных лиц, под угрозой оказалась фирма Карла Фаберже. Единственным способом, которым король ювелиров мог обезопасить свое детище, было преобразование фирмы в Товарищество.
Владельцем нового предприятия стал интернациональный коллектив из одиннадцати человек: семь работников фирмы и Карл Густавович Фаберже с тремя сыновьями: Евгением, Александром и Николаем.
Агафон не получил ни одной акции.
***
Карл Фаберже тянул до последнего. Не уехал после февральской революции, не сбежал после октябрьского переворота.
Может быть, ждал, что жизнь наладится. Вот сейчас пьяные матросы уйдут с Большой Морской и все пойдет по-прежнему.
Только в июле 1918-го, когда стало известно, что большевики расстреляли всю царскую семью, включая малолетних детей, Карл Фаберже решил свернуть производство и уехать из России.
Секретарь английского посольства мистер Дерик передал Карлу Густавовичу предложение королевы Великобритании: выехать под видом дипкурьера. Мистер Деррик намекнул также, что дипломатический багаж большевики не обыскивают. Он был уверен, что король ювелиров захочет вывезти из страны что-нибудь, припрятанное на черный день.
Но в чемодане супругов Фаберже была только смена белья.
Карл Фаберже уехал за границу с пустыми руками. И обрек всю свою семью на нищенское существование. А ведь по самым скромным подсчетам в 1918 году семья Фаберже владела ценностями на 4 миллиона золотых рублей. Но все эти ценности Карл Густавович оставил в России.
Часть вещей была оставлена на хранение доверенным людям и работникам фирмы. Другая часть спрятана в разных тайниках.
Только в Питере таких тайников было больше тридцати…
***
Король ювелиров Карл Фаберже умирал в нищете. Но он еще надеялся, что его сыновья когда-нибудь вернутся в Россию и восстановят семейное дело. Надеялся, что все ценности, спрятанные в кладах или оставленные у доверенных лиц, вернутся в семью. Поэтому, составляя завещание, тщательно распределил все имущество между сыновьями. Он не знал, что оставляет детям в наследство давно украденные драгоценности и уже не существующую фирму.
В 1925-ом году, уже после смерти Карла Густавовича, его сын Евгений попытался получить спрятанные ценности. Он передал в Россию своим знакомым список: «Где запрятаны наши вещи». Список ему вернули с пометками против каждого пункта: «украли», «пропало», «нашло ЧК»…

Комментариев нет:

Отправить комментарий