25 июл. 2020 г.

.
. .`҉҉´- . -*
-`҉҉´-¸.*-`҉҉
@══════@
.║……….…║
.║ …………║
@══════@
*.-`҉҉´-*´ ¸*-`҉҉

¸.*.-`҉҉&emsp;   <b>Вера Соколинская
</b> <i>

Сегодня 160 лет со дня рождения одного из самых любимых и продаваемых художников модерна – Альфонса Мухи.
Какое-то по-гоголевски смешное имя (а по-чешски еще забавней Альфонс Мария Муха), но в его имени модерн, бель эпох, славянская красота и парижский шик, нескромное обаяние буржуазии, времена года и украшения, чувственные женщины...
Из его судьбы каждый выдергивает ниточку на свой вкус (это не удивительно), поразительно, что в его биографии все они органично сплетаются вместе!
Творчество и коммерция, индивидуальность и большой стиль, почти дидактическая история успеха бедного, трудолюбивого мальчика; верность мечте и сибаритство, человек мира и пламенный патриот.
Наверно, единственный чешский художник, кого знают во всем мире. Космополиты вспомнят, что прославил Чехию, уехав из нее; патриоты — что вернулся. Государственники, что создал гос.символы, обыватели — что изобразил на них собственную дочь; коммерсанты — что работал в рекламе.
Его не приняли в академию художеств – в отличие от неудавшегося художника в Вене, он не захотел карать преуспевающих, творил свое искусство, ар нуво! Преуспел, не изменяя себе! И восхождение его начнется именно с Вены.
Вынужденный уход из академического в декоративное искусство, в низменный жанр афиш и плакатов – а поднял их на такую высоту, что рекламные картинки стали музейными. Успех Мухе принесли этикетки!.. виньетки от бисквитов до спичек, афиши и обложки! Ну, кто их художников сумел подняться от папирос до национальной эпопеи?

===== 2
 <i>
Мне в его судьбе мило отсутствие трагизма и крайностей:) Как я люблю жизнь без героизма и сумасшествия, нищеты и погони за деньгами. Вот же, бывает! Делал то, что любил, и это приносило деньги; пожил в Европе и Америке, считал нужным — уехал, захотел — вернулся. По-славянски эмоционально, но без надрыва:)
Люблю его летящих чувственных женщин, в развевающихся платьях, эту полноту жизни в любой сезон, любую эпоху. Прихотливые линии, сплетение складок, цветов, волос...в буйство жизни.
Подумать только, ведь это время Блока и Кафки, 1-ой мировой, ужаса нашей гражданской, крушение империй, мировой бойни, предчувствие ужаса, мунковского «Крика»... — а у Мухи спокойствие, радость жизни и чувственность! Та жизнь, которую хотели (а нету).
Впрочем, это в истории нету, а в биографии Мухи — пожалуйста: «"В мою душу пришла весна, распустились цветы... Я так счастлив, что готов разрыдать­ся, петь, обнимать мир…".
Символично, что с будущей женой он встретился на концерте в честь Родена (еще одного певца жизни). И любовь у него, в отличие от большинства талантов, счастливая. Единственная жена. Двое детей. Дочка помогала ему рисовать, была моделью, а потом сама стала художницей.
Жена (Марушка, как Муха ее называл) стала музой совсем другого Мухи. Эти картины не получили славы, зато художник прожил счастливую жизнь. Портреты жены совсем не похожи на стиль Мухи.
А вот пафосная история мне чужда, к «Славянской эпопеи» абсолютно равнодушна.
Странно, что мы не только между Европой и Азией, но и к славянству как-то боком… Вот из 20 картин истории славян, какой сюжет (кроме забавной «Отмены крепостного права на Руси») вам знаком?

===== 3
 <i>

Я только 2 с трудом припоминаю да Грюнвальдскую битву наблюдали в реконструкции поляков (хотя кто с кем, за что — бог весть). Как-то иначе мы ощущаем место России в славянской истории, чем 1 к 20:)) Т.е великодержавно видим только себя, а про остальных хорошо если слышали, и говорим снисходительно (их суффиксы для нас уменьшительно-ласкательные). Кажется, только в России и Китае изучают свою историю отдельно от мировой...
Панславизм не прокатил. Не кровь объединяет! («Апофеоз истории славянства» закончен практически в одно время с арийской теорией Гюнтера… В Париже они с "расовым папой" разминулись, но Муха задолго до него проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии»)
А вот женщины Мухи вечны, как времена года, драгоценные камни, цветы, деревья, месяцы, звёзды (ставшие названиями циклов).
«Я думаю, что искусство Альфонса предлагает вам своего рода убежище. Как лодка, вы можете плыть в ней, — немного отдохнуть, организовать свои мысли. А потом вернуться в мир!», — смеётся Джон Муха, внук художника.
----
Умер художник, простудившись, после допросов Гестапо в 1939. Зато не в камере (а он был внесен в список врагов Рейха), на руках своей любимой Марушки.
А его сын, журналист Иржи Муха, во 2-ю мировую был летчиком в английских ВВС, воевал на африканском фронте, в Индии, Бирме, Китае.
А в социалистической Чехословакии был обвинен в шпионаже, на показательном процессе требовали его казни – отправили в концлагерь. Работал лагерным врачом на угольных шахтах и урановых рудниках. Писал биографическую лагерную прозу и исследования творчества отца (два полюса мира!)
Теперь фондом Мухи заведует его внук


Комментариев нет:

Отправить комментарий