14 авг. 2020 г.

✔✔

╫╫╫╫╫██████████████████╫╫╫╫╫╫╫
╫╫╫╫╫██████████████████╫╫╫╫╫╫╫
╫╫╫╫╫██████████████████╫╫╫╫╫╫╫
╫╫╫╫╫▐▐▐▐▐▐▐▐▐▐▐▐▐▐▐▐▐▐╫╫╫╫╫╫╫
<b>
«Руки, которые стоят миллион!»
</b><i>
Композитор не любил назойливых папарацци, преследующих его постоянно. Как-то Рахманинов приехал с концертом в один американский городок и прямо с вокзала бросился бегом, спасаясь от фотографа. Но когда композитор обедал в ресторане, фотограф всё-таки настиг его. Сергей Васильевич раздраженно закрыл лицо руками:
— Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься…
Каково же было его удивление, когда в вечерней газете он увидел опубликованные фотографии с находчивой подписью: «Руки, которые стоят миллион!» (фото в комментарии под постом)
<u> Три греха
</u>
При жизни Сергея Рахманинова частенько ругали критики, приписывая ему три «смертных» греха: старомодность, отсталость и салонность. Они не могли понять, почему же музыка Рахманинова столь популярна. Ведь то было время новаторства, поиска нового и необычного, время хроматизмов и диссонансов. Рахманинов же оставался верен классическому романтизму, продолжая традиции Петра Чайковского. Сам Сергей Васильевич говорил: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир».
Сегодня Рахманинов один из самых исполняемых и любимых композиторов. Его музыка звучит не только в концертных залах, но и на эстраде. Мелодию песни All by myself, в исполнении Селин Дион, её автор Эрик Кармен позаимствовал из Второго фортепианного концерта. Стиль небезызвестной группы Muse — этакий сплав романтизма и рока — основан на произведениях Рахманинова.

===== 2
<i>
Трагическая фигура композитора не оставляет равнодушным и кинематограф. Замечательный фильм «Ветка сирени» Павла Лунгина основан на трогательной легенде: где бы Рахманинов ни концертировал — в России, Европе, Америке — ему неизменно приносили его любимую белую сирень… от незнакомки. В реальной жизни тайная поклонница к каждой веточке прикладывала маленькую записочку с аббревиатурой «Б.С.». Сергей Васильевич долго не знал, кто она, и называл ее просто — Белая Сирень. Однажды один из тех, кто знал эту женщину лично, наконец раскрыл инкогнито — незнакомкой оказалась педагог Фекла Яковлевна Руссо. Рахманинов написал ей письмо, в котором поблагодарил за цветы. Между ними завязалась многолетняя переписка, и он всегда с теплотой отзывался о своей дарительнице, хотя они так и не встретились лично.
После смерти Рахманинова известный пианист Ван Клайберн привез из России в Америку саженец сирени, который посадил на могиле композитора. Он до сих пор растет там, напоминая о том, как сильно Рахманинов любил свою страну.
<u>
Лишённый всякого позёрства…
</u>
Сын Федора Шаляпина Федор Федорович вспоминал: «К славе своей Рахманинов относился более чем скромно. Мне даже казалось, что он всегда её избегал и стеснялся. Лишенный всякого позерства, он уклонялся от поклонников и от того, чтобы выслушивать их похвалы». И это притом, что он был необычайно популярным!
Рахманинов, несмотря на всю его внешнюю неприступность, был очень ранимым человеком и часто испытывал мучительную неуверенность в себе. Этому способствовала житейская неустроенность, отказ церкви признать действительным его брак… Сокрушительный провал рахманиновской Первой симфонии, на которую он возлагал большие надежды, только усугубил его внутреннее одиночество.

===== 3
<i>
После столь оглушительного фиаско Сергей Васильевич три года не писал музыку. Хотел, но не мог. Из этого состояния его вывел доктор Н.В. Даль, психолог, практикующий гипноз.
С Далем связана одна интересная история. Как-то Николай Владимирович прислал Сергею Васильевичу талисман. Рахманинов всюду возил его с собой, но однажды потерял — и так расстроился, что его супруге пришлось писать доктору Далю письмо с просьбой о новом амулете. Даль ответил так: «Вы случайно потеряли в Англии талисман и огорчены этим. Но не огорчайтесь! С оккультной точки зрения случайности не существуют… Вы потеряли талисман потому, что должны были его потерять. Для чего? Этого я не берусь Вам объяснить: быть может, для того, чтобы я прислал Вам другой — более могущественный, приобретенный мною недавно…»
Рахманинов очень трепетно относился к вещам, которые имели для него тайный смысл. То же было с часами его учителя, профессора Н.С. Зверева, которые тот подарил ему на окончание Московской консерватории. Он никогда с ними не расставался.
<u>
«Немножко человек»
</u>
Рахманинов, несмотря на свою серьезность, любил подшутить над журналистами. Однажды во время интервью он сказал:
— Я на 85% музыкант.
Журналист удивился:
— Как? Только 85%? А как же остальные 15%?
— Всё же я немножко человек.
Помимо музыки, которая, безусловно, была самой большой страстью в его жизни, он увлекался и другими вещами.
Рахманинов — один из первых автомобилистов не только в России, но и во всем мире. Его первой машиной стал открытый, изящный и надежный немецкий «Лорелей». Сергей Васильевич отвез его в имение Ивановку, где и колесил по сельским дорогам, радуясь, как ребенок, скорости, запаху бензина и тарахтенью мотора.
Позже, когда семья Рахманиновых жила в Швейцарии, он каждый год покупал себе новую машину.

===== 4
<i>
Не меньшей страстью была природа. Родная, русская. В ностальгическом настроении тоскующий по Родине композитор посадил в своём имении «Сенар» в Швейцарии несколько берез. Собственными руками, забыв о том, что он их так берёг, что даже ботинки не всегда застегивал сам — просил жену Наташу, которой был верен всю свою жизнь. Кстати, название виллы «Сенар», которое сложено из первых букв имен: СЕргей, НАталья, Рахманиновы — говорит о том, как сильно он любил свою семью.
Кем же был Сергей Васильевич Рахманинов? Композитором. Дирижёром. Пианистом. Человеком…
Вряд ли что-либо из этого можно поставить во главу угла. Он абсолютно равноценен, абсолютно гениален, абсолютно совершенен.
Рахманинов — вечный скиталец, который так и не сумел вернуться домой.
Его музыка внушает чувство беспокойства и безмятежности, тревоги и страсти, бури и счастья. Именно из-за этого его любят не только профессионалы и музыкальные критики, но и те, кто не имеет к музыкальной профессии никакого отношения.
Как-то один замечательный музыкант — Лев Оборин — спросил другого замечательного музыканта — Артура Рубинштейна, кого тот считает лучшим пианистом в мире. Рубинштейн долго думал, а потом сказал:
— Горовиц. Да, да, Горовиц сильнее всех.
— Ну, а Рахманинов? — снова спросил Оборин.
Рубинштейн улыбнулся и ответил:
— Нет, нет. Вы говорите о пианистах, а Рахманинов — это… – и он, воздев руки, посмотрел наверх.
<b>
Текст: Александра Горелая </b>
Опубликовано, ESTET/4


Комментариев нет:

Отправить комментарий