11 нояб. 2020 г.

 ✔✔


▇▇▇▇▇◤▔▔▔▔◥▇▇▇▇▇

▇▇▇▇◤╱╲┊┊╱╲◥▇▇▇▇
▇▇▇◤▕╭╮▏▕╭╮▏◥▇▇▇
▇▇◤╱▕┗┛▏▕┗┛▏╲◥▇▇
▇◤▂▂▂▂̅▂̅▂▂▂̅▂̅▂▂▂◥▇
▇▇┏┓┏┓┏┓┏┓┏┓┏┓▇▇
▇▇┗┛┗┛┃̊┃┗┛┗┛┗┛▇▇

▔▔▔▔▔▔▔▔▔▔▔▔▔▔▔▔
&emsp; <b> </b>

 <i>

Ангелы и демоны

Два потрясающих дома одного архитектора: одни — с Ангелом, другой — с химерами.
Есть на Малом проспекте ПС чудесный дом, который называют «дом с ангелом».
На самом деле это не ангел, а Гений славы в облике прекрасной юной девушки с крыльями, стоящей на шаре и держащей в руках гирлянду из лавровых листьев (в оригинале на ней еще было написано по-латыни “мир”)
Ангел ли, Гений ли (гения в образе девушки, согласитесь, изображают не часто, разве что Пушкин с гением чистой красоты), Слава ли (вот уж в ком мало ангельского, разве что легкорылость), но эту фигуру на фасаде романтики считают"ангелом-хранителем здешних мест".
Очень красивый дом. С множеством сов, головой медузы Горгоны… А называется скучно канцелярски "Дом Товарищества по устройству жилищ Петровского Коммерческого училища". (такой канцелярит фиг повторишь).
Хорошая была идея — организовывать товарищества для помощи сослуживцам по училищу и их семьям, давая им квартиры за небольшую плату или безвозмездно.
Квартиру № 1, занимал сам архитектор. Шесть квартир наверху были отданы убежищу для неимущих.(Теперь и слово-то такое "убежище" не в ходу, разве что за границей политическое, а убежать от бедности...)
Проект заказали выпускнику этого же училища - Александру Игнатьевичу Владовскому. В училище преподавал его отец. Поэтому архитектор даже за работу запросил очень скромно. А мне всегда кажется показательным, когда автор живет в своем творении — делает не только денег ради, а для себя, для альма-матер, для родителей.

===== 2
<i>
Владовский строил в Петербурге всего-то 5 лет. Но первым его домом был готический особняк с химерами, «среди резных фигур — люди, черти, звери, птицы, растения, мифологические существа” — особняк Безобразовой на Моховой (в котором Театральная академия. Храм театрального искусства а ля готический собор — иронично, правда).
И в готических традициях все началось — с обрушения бетонных сводов! Архитектора отстранили, дом по его проекту достраивал другой.
Может, поэтому следующий захотелось в Ангелом, чтобы Гений и Слава, а не этот вот все?...
Такой разный модерн, от демонов до ангелов! Такой разноликий талант. Диплом получил как архитектор-художник, иллюстрировал «Руслана и Людмилу», а потом, уже в Эстонии не только церковь построит, но и несколько икон для нее напишет.
Вот так много архитекторов, привнесших что-то со своей малой Родины в Петербург. А Владовский Петербургскую школу (все-таки ученик Л.Бенуа, тот лично ходатайствовал за него перед советом, взял в свою мастерскую) продолжил в Эстонии.
Сначала он стал архитектором Нарвы, после революции поселился в Таллине.
Строил виллы, православные церкви. Вот так, от готики в России до псевдорусских церквей за рубежом.

===== 3
<i>
Восстанавливал Екатерининский дворец в Кадриорге, защищал таллинскую старину и даже написал роман, который сам и иллюстрировал в арт-деко!
Из польского рода (предки — участники польских восстаний), родился в столице Российской империи, умер в Таллине, на окраине империи советской - «русский и эстонский архитектор-художник”.
Владовский построил в «петербургском» стиле здание, в котором ныне располагается Генеральный штаб эстонских Сил обороны.
Какую судьбу ни возьми, отделить Россию от Европы может только в больное воображение фанатиков.
Александр Игнатьевич пережил Эстонскую республику, потом советское присоединение, потом немецкую оккупацию – умер в советского ЭССР. Во все времена активно защищал от сноса старинные постройки, продолжал традиции Петербургской академической архитектурной школы, художественный критик, живописец, график, публицист, общественный деятель русского зарубежья.
А в Питере 3 его дома, два из них – особенно любимы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий