11 нояб. 2020 г.

 ✔✔ Вера Соколинская

──█
▄███▄▐███████▌
█┼███▐┼██┼██┼▌█▄█
███┼█▐███████▌███
█┼███▐┼█████┼▌█┼█
███┼█▐███┼███▌███
█████▐███████▌█▀█
█─███▐███─███▌█─█&emsp;   <b>Вера Соколинская</b>

<i> 

Снова про домики и архитекторов

(осенние красоты отошли, в этой холодной безнадеге спасительным остается город)
Есть имена, которые все знают, даже если не могут припомнить, что человек сделал. А бывает наоборот: дома эти знают и любят, а фамилия архитектора незнакома. Вот это тот самый случай.
Кто ж не восхищался внутренним декором Витебского вокзала! Домом с филинами на Невском (где был кинотеатр «Знание») и с птицами и медведем на ул.Ленина.
А островитяне еще помнят кинотеатр «Балтика» - с попугаями и рыбками. Я там видела начало перестройки - «Покаяние» Абуладзе и «Маленькую Веру» (на невиданных ночных сеансах). Теперь от «Балтики» следа не осталось (да что там, и от перестройки тоже).
Все эти красоты модерна создал один архитектор - Сима Исаакович Минаш (доброжелатели незаметно русифицировали его - Семен Исаевич).
Еще один талант из Милитополя (вопроса о национальности, на который Жванецкий отвечает утвердительно, даже не возникает), один из блистательного созвездия творцов северного модерна. Из того же поколения Лишневского/ Ленина (так уж сложилось, что создателей соотносим с разрушителями, биографии последних куда известнее).
В 1902 сын почетного гражданина Мелитополя, купца-караима Исаака Абрамовича Минаша, закончил в Петербурге училище гражданских инженеров, «с золотой медалью и с надписью в актовом зале золотыми буквами на мраморной доске». Так что имя это вписано буквально золотыми буквами в питерские скрижали.

===== 2
<i> 
Минашу судьбой было дано всего 15 лет работы в Петербурге, лишь 15 лет хорошей, плодотворной жизни (потом «придет гегемон и все пойдет прахом»). И он много успел.
В это же время женится, на уроженке Бахчисарая, тоже из караимов. Она проживет с ним в любви всю жизнь, пройдет через мытарства войн и революций.
В Петербурге в 1907 у них родится дочь — Евгения, она станет известной французско-чешской художницей Женей Минаш. (Всегда с большой радостью читаю: родилась в Петербурге, умерла в Париже, чешская художница. Прям, как Кафка — еврей, живший в Праге, гражданин Австро-Венгрии, писал на немецком...- откуда националисты берутся? Или от злобы, что не разобраться?).
Сразу по окончании института молодому отличнику поручают внутренний декор Царскосельского вокзала (Витебского)! 1902-1904-ый. Минаш делает то, чем мы восхищаемся до сих пор! Ему 25 лет.
В это же время он строит и Царскосельский вокзал.
Потом будет дом на Невском. С кинотеатром на 2 зала (любил он кинотеатры!), потом «звериный» шедевр северного модерна на Широкой (нынешней Ленина), а в 1909-1911 несколько домов в неоклассицизме: на Каменностровском, 7-ой линии (та самая «Балтика», бывшая когда-то «Форумом» - чем советской власти «формум»-то не угодил?) и на Шкапина (улице, которая в наше время прославилась в качестве готовых декораций разбомбленного Берлина).
В гражданскую Минаш с семьей уезжает в Крым (наивные, думали дальше от столицы будет не так ужасно), оттуда — в Константинополь. Дочка успела недолго походить в школу в Стамбуле (интересная биография для французской художницы), затем семья перебирается в Прагу, потом во Францию.
Женя поступает в школу искусств в Париже, а отец строит виллы на французской ривьере! Нашла только 1 его работу — виллу Сюзанна.

===== 3
<i> 
В гитлеровскую оккупацию скрываются. Дочка кочует по Франции, а родители уезжают в Персию (Иран), где и умирают. Не нашла ничего про их последние годы в Иране, даже точной даты и места смерти — осень 1945-го, Иран.
Вот же судьба: бежал от большевиков — а там гитлеровцы, бежал от фашистов — а там снова советская армия (писала про советско-иранскую войну). Для одних — белый эмигрант, для других — еврей, всюду враг — 20 век, за «прекрасной эпохой» последовали две мировые.
Домам Минаша тоже не слишком повезло: многие не сохранились. («Балтику» снесли в 90-е, даже здание, бывшее санаторием в Евпатории, не сохранилось, вокзал в Рыбинске, интернет уверяет, жив).
А судьба дочери сложилась интересно.
После высшего училища декоративного искусства в Париже, успеха выставок, Женя Минаш вышла замуж и уехала за мужем в провинциальный город Чехословакии, став Хаджи-Минаш. Муж талант ее ценил, всячески поддерживал, как она писала, был вдохновителем ее работ, но увез туда, где эти работы были обречены на безвестность. (Вот эта вечная женская развилка: карьера или семья. Что ни выбери, будешь жалеть).
Потом они развелись (оставшись друзьями), и она возвращается во Францию. Основывает «Союз женщин-художниц Франции».
После войны пришел успех.
В 1965-ом «Евгения Семёновна» побывала на Родине, в Питере. (Вот так, не Génia Minache, а «Евгения Семеновна»:)))

===== 4
<i> 
«Она плакала 2 раза — вспоминая родителей и вспоминая подруг-художниц, которые из Парижа были (выражение Жени) отправлены нацистами в газ».
Ей предлагали выставки в СССР, но с условием (как же без восхищения успехами соцстроительства и соцреализма!) - она отказалась.
Женя считала себя продолжательницей модерна, много иллюстрировала. В том числе Омара Хаяма.
Франция оценила ее талант. Множество выставок, ее картины покупало министерство культуры (не говоря уж о частных коллекционерах и заказах), множество наград. Умерла в 1972-ом, на 65-ом году жизни.
Посмотрите ее иллюстрации к камасутре — и тема интересная:) (продают на Авито книжку 1960-го
Дома Минаша до сих пор вызывают восхищение, а его имя большинству ничего не говорит. И в рунете лишь одна плохонькая фотография. Написанные им портреты, пишут, хранятся в Пражской национальной галерее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий