13 дек. 2020 г.

 ✔✔

≡▣  

</b>  
<i> 
ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Гафт был большим и разным. Как ГАБТ. Он сам, один, был Большим театром. Актером, сочинителем– его острого языка и боялись, и одновременно хотели попасть в его эпиграмму или стихотворное посвящение, потому что уже одно это давало почти бессмертие («Умереть не страшно. Страшно, что после смерти тебя сыграет Безруков»). И, конечно, Валентин Иосифович был человеком чести и твердых принципов. Как командир кавалерийского полка Покровский из «О бедном гусаре замолвите слово» Рязанова.
И одна из самых удивительных его актерских черт (и да – прячущийся здесь чёрт тоже не случаен) – он очень рано, молодым, примерил на себя, так сказать, «осень жизни». Он сыграл дряхлого Фирса в «Вишневом саде у Волчек в… 1976 году! И это, видимо, больше всего и соответствовало природе его таланта и ума: смотреть на людей немного отстраненно, сверху, отвлекаясь от сиюминутного и оставляя только вечное со всеми светлыми и черными сторонами. Это человековедение в Гафте было развито необычайно. Поэтому Гафт, может быть, лучше всех в театральном мире СССР и России понимал и мог на сцене или в кино продемонстрировать, ярчайшим образом показать природу власти (и зла) и механизм управления и манипулирования душами, сами эти феномены, их дьявольскую составляющую. Отсюда его многочисленные графы, короли и генералы. Но прежде всего, разумеется, Воланд и Каифа, Берия и Сталин. Он проникал в них как в глубокую бездну, пытаясь найти там хоть какие-то признаки души, но обнаруживал лишь пустые могилы, откуда и вел свой «репортаж»...

===== 2
<i>
Гафт был и другим. Грустным и лирическим. Как в «Дневном поезде» (1976) Селезневой, с Маргаритой Тереховой и Риммой Быковой. Безусловный шедевр. А трогательным и смешным – из последних театральных работ – он был в замечательном спектакле по пьесе Коляды, которая в «Современнике» получила название «Заяц. Love story», где он играл с незабываемой Ниной Дорошиной. Это из моего, любимого. Каждый из нас вспомнит что-то свое…
Поздний Гафт так и смотрел уже на нас: оттуда, сверху, с позиции ангела. Его глаза уже светились надмирной мудростью и всепрощением к миру, который он оставлял…
Как спины черные тюленьи,
Лежат гранитные ступени.
Они давно молчат, не ропщут
На то, что их ногами топчут.
Путем коротким или длинным
Мы все идем по чьим-то спинам.
И ты не проклинай судьбу
И не страдай от унижений,
Когда по твоему горбу,
Ты жив или лежишь в гробу,
Пройдут, как по простой ступени.
Михаил Гельман, Marina Gelman и ещё 26
Комментарии: 1
Поделились: 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий