31 янв. 2021 г.

✔✔Николая Глазков

 ❖◥❖◥❖◥

Как-то неожиданно приходится отмечать столетие тех, кто был нашими современниками.

<b> 30 января уже 102 года со дня рождения Николая Глазкова.</b> 
У него никогда не было официальной славы.
А вот народная любовь была.
Но опять таки не всенародная, не Сергей Михалков, не Степан Щипачев, а то, про что говорили – широко известен в узких кругах.

Очень многие слышали этот стих. Не зная. кто автор:
<i>
«Я на мир взираю из под столика
Век двадцатый – век необычайный.
Чем столетье интересней для историка.
Тем для современника печальней»
</i>
Впервые я прочитал стихи Глазкова в 1959 году, в самиздатовском журнале «Синтаксис», который выпускал и подарил мне Алик Гинзбург. Значит, Коле Глазкову было уже тогда 40 лет, а он казался мне таким же молодым, как все авторы журнала.

С тех пор помню:
<i>
«Нам по сравненью с современной новью
Ужасным кажется средневековье
Однако и в монастырях угрюмых
Колокола имели форму рюмок.
Они звенели также , как фужеры
По будням редко, ну, а в праздник, часто
Товарищи, скажите, неужели.
Мы в наши дни откажемся от пьянства?»
</i>
Нужно ли удивляться, что такие стихи не попадали в официальную печать?
Родился Николай Глазков в Новгородской губернии, Отец Иван Николаевич был адвокатом, мать Лариса Александровна учительницей. В 1923 году, когда Коле было 4 года , семья переехала в Москву. В марте 1938 отца арестовали. А через три месяца расстреляли. Сын учился в педагогическом, но его выгнали из комсомола и института. Тем более повод был.

===== 2

Молодые люди затеяли неофутуристическое поэтическое объединение.
И даже течение изобрели – «небывализм»
<i>
«Тает снег, лежащий на крыше,
Ибо так установлено свыше»
</i>
И пошел Коля Глазков работать. Грузчик, носильщик, пильщик дров…

Но в узких кругах его уже заприметили. Ему помогала Лиля Брик, просто давала деньги на жизнь. Ему Николай Асеев дал рекомендацию в литинститут.
Его запомнили сверстники – Слуцкий, Самойлов, Ксения Некрасова….

У Бориса Слуцкого есть про него стихи
<i>
«Это Коля Глазков. Это Коля.
Шумный, как перемена в школе,
Тихий, как контрольная в классе,
К детской принадлежащей расе»
</i>
Вот эту детскость Николай Глазков пронес в себе многие годы.
Кому-то казалось – московский юродивый
Кто-то ощущал – неподдельный гений..

А он оставался самим собой. Ироническим поэтом, не вписывающимся в советские нормы.
На вопрос, почему он не как все, он отвечал стихами:
<i>
«А вы бы могли бы
Постичь изреченье:
Лишь дохлые рыбы
Плывут по теченью»
</i>
Что с того. что его нигде не печатали. Он сам делал тоненькие книжки, из перепечатанных на машинке стихов и гордо писал на них :
<i>
»САМСЕБЯИЗДАТ».
</i>

===== 3

Так по сути и родилось слово – самиздат, которое он же позднее ставил на своих книжках.
И запоминались на годы, на десятилетия:
<i>
«мы – умы,
А вы – увы.»
</i>
Первая легальная книжка вышла в 1957 году, в оттепель. Но и она ,и последующие бесконечно резались цензурой. При жизни у Глазкова вышло около 10 книг, но настоящие его стихи стали печататься лишь в перестройку.

А умер Николай Иванович Глазков 1 октября 1979 года, не дождавшись гласности.
.
Уверен, что очень многие мои читатели хорошо помнят его лицо,
Фильм «Андрей Рублев» Таковского начинается кадрами, где мужичек, с привязанными крыльями сигает с криком :»Летююю!».
Так вот этого «летающего мужика» играл по просьбе Тарковского – Николай Глазков.
Не знаю, как вы, а мне стоит закрыть глаза - и я его вижу.

Один раз я слышал , как он читал стихи. Напрягусь и слышу:
<i>
«Мне говорят, что «Окна ТАСС»
Моих стихов полезнее.
Полезен также унитаз,
но это не поэзия»
</i>
Кто-то бы спорил? Я не буду!
У всей нашей современной иронической поэзии в учителях Николай Глазков.
А он все еще широко известен в узких кругах.
А может, я не прав?
И вы припомните в комментариях его стихи….

Публикация Дмитрий Крылов

Комментариев нет:

Отправить комментарий