22 февр. 2021 г.

 ✔✔

✑✒   ⌫⌬

<b>  

Герман Гессе о письмах к нему из Германии в 1946:

</b>  <i>

"Многие из их авторов хотят уверить отчасти адресата, отчасти цензуру, отчасти самих себя в невиновности в немецкой беде.
Многие из непричастных, однако, состояли долгие годы в партии. Теперь они подробно рассказывают, как все эти годы они были одной ногой в концентрационном лагере, а мне приходится отвечать им, что всерьез я принимать могу лишь тех противников Гитлера, которые были в этих лагерях обеими ногами, а не одной ногой в лагере, а другой в партии.
Еще пишут мне, что тогда, году в 1934-м, они после тяжелой внутренней борьбы вступили в партию с единственной целью - стать там благотворным противовесом слишком диким и грубым элементам.

И еще целую группу составляют те, кто открыто и решительно помогал тянуть триумфальную колесницу Гитлера. Они пишут мне трогательно-дружеские письма, подробно рассказывая о своем быте, о своих детях и внуках, словно ничего не стояло между нами, словно они не помогли убить родных и друзей моей жены - она еврейка - а труд моей жизни дискредитировать и в конце концов уничтожить.
Ни один из них не пишет, что он раскаивается, что смотрит теперь на вещи иначе, что он был ослеплен. И ни один не пишет, что был нацистом и останется им, что ни в чем не раскаивается и хранит верность своему делу. Какой нацист станет хранить верность своему делу, когда дело это кончилось плохо?"

Комментариев нет:

Отправить комментарий