10 авг. 2021 г.

✔✔

 &emsp;  &emsp; &emsp; <b>К дню памяти </b> 

10 августа 1970 года умер <b>Николай Эрдман </b>
<i>
Варвара Сергеевна: Но поймите, что мы выживаем..
Шарманщик: Я вижу, что вы выживаете. Нынче очень много людей из ума выживают, потому как старые мозги нового режима не выдерживают.
Н. Эрдман «Мандат»

Судьба подарила ему взлет, он дружил с Есениным, Шостаковичем, Маяковским, Мейерхольдом, Булгаковым, Твардовским, Арбузовым.

Его первая пьеса «Мандат» шла с аншлагом, когда ее поставил Вс. Мейерхольд она выдержала 350 представлений. Через 4 года в 1928 году ЭРДМАН написал пьесу «Самоубийца», Мейерхольд сразу же принял ее к постановке, но разрешения ему не дали. Через полгода начал репетировать во МХАТе Станиславский, но спектакль так и не был выпущен.
Главный герой ЭРДМАНА бунтарь Подсекальников дерзко заявил Кремлю: "Я Маркса прочел и мне Маркс не понравился!"

Станиславский, прочитав "Самоубийцу", поставил Эрдмана в один ряд с Гоголем. На Западе после знакомства с комедиями Эрдмана писали, что он "может оказаться самым великим драматургом XX века". Джини Лессер, поставивший "Самоубийцу" Эрдмана в вашингтонском театре "Arena Stage", заметил в одном из интервью, что "если бы Эрдман продолжал писать пьесы, то он стал бы таким же значимым драматургом, как Самюэл Беккет и Жан Жене. Эрдман пишет с большой иронией, эпатируя нас паясничаньем, потрясая серьезными, заставляющими задуматься сценами, разрушая затем это настроение ярким, откровенным юмором".

----- 2
Пьесу не давали ставить ни Станиславскому, ни Мейерхольду, ни Юрию Любимову в 60-е годы, ни Валентину Плучеку в начале 80-х.

«…В разговоре о друге Театра на Таганке Н. Эрдмане произошла памятная заминка.

- Постой, какой Эрдман? Сын того Эрдмана? Мейерхольдовского? Или внук?

- Нет, он сам, Николай Робертович.

- Минуточку! Это полная чепуха! - уверенно накинулись на меня прямо из тридцатых годов. - Во-первых, его расстреляли до войны, а во-вторых, ты сошел с ума! Какой Эрдман! Ему же сто лет! Он же был с Есениным, с Маяковским, с Луначарским...

- Все правильно! И вы его завтра увидите с Любимовым на премьере!

Все правильно. Его законсервировали тридцатилетним, и таковым он остался навсегда. До тридцати лет он успел занять высокое место на московском Олимпе двадцатых годов, и талантом поэта-драматурга восхищались его великие соседи по искусству - и Булгаков, и Зощенко, и Мандельштам, и Эйзенштейн, не говоря уже о корифеях тогдашних МХАТа, ГосТИМа, Вахтанговского театра... А нам, любимовцам шестидесятых, "достался" сухощавый, подтянутый аристократ, молчаливый и отечески опекающий шалую команду своего друга Юрия…

Авторское чтение "Самоубийцы" не удосужились записать; спасибо, сохранили фонограмму читки "Пугачева" с интермедиями Николая Робертовича и частушками Владимира Высоцкого... Тогда же, после наших благодарных оваций, прямо на сцене, между авторами произошел исторический и шутливый диалог.

Эрдман: - Володя, а как вы пишете ваши песни?

Высоцкий: - Я? На магнитофон. (Смех в зале.) А вы, Н. Р.?

Эрдман: - А я - на века!.. (Долго не смолкающий хохот актеров в зале, Высоцкого на сцене, да и самого автора репризы)».
(Вениамин Смехов «Эрдман на Таганке»)

----- 3
Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым ЭРДМАН писал сценарий фильма «Весёлые ребята», однако во время съёмок комедии в Гаграх, в 1933 году, Эрдман и Масс были арестованы. Поводом для этого стали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии:

Однажды ГПУ пришло к Эзопу
И взяло старика за жопу.
А вывод ясен:
Не надо басен!

Фамилии обоих сценаристов из титров фильма были удалены. После ареста Эрдмана был запрещён и его «Мандат». Николай Робертович отбывал ссылку в Енисейске и Томске, после жил в Калинине, Вышнем Волочке, Торжке, Рязани. Во время войны ЭРДМАН участвовал во фронтовых бригадах, обслуживавших войска НКВД, носил форму. Умирающего Эрдмана в разгар войны вернули к жизни его известные коллеги по военному ансамблю - Д. Шостакович, С. Юткевич, З. Дунаевский, М. Тарханов, А. Дикий, Ю. Любимов, М. Вольпин. Зашли они все вместе впервые в общежитие ансамбля, на них - только что выданные шинели, и изможденный, высохший Эрдман, увидев себя в огромном антикварном зеркале, сообщает другу: «У меня такое ощущение, будто за мной опять пришли…»

Пьес он больше не писал, потому что не писалось, но стал писать либретто оперетт и балетов, продолжал работать в кино: «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Принц и нищий», «Смелые люди», «Укротители велосипедов», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Город мастеров», «Шведская спичка», им написаны множество сценариев мультфильмов «Золотая антилопа», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Приключения Буратино», «Лягушка-путешественница», «Дюймовочка»…

Комментариев нет:

Отправить комментарий