8 нояб. 2021 г.

✔✔ 

 ֍ܓ

<b> Alexander Genis</b>

<i>

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ АЛЬБЕРА КАМЮ

История абсурда, великим апологетом которого он был - это хроника отчаянной борьбы с хаосом - на его, а не на наших условиях. Только абсурд был до конца честен в своей претензии отразить мир таким, какой он есть, а не таким, каким нам хотелось бы его видеть. Внося смысл во вселенную, мы ее беззаботно упрощаем. Укладывая аморфную жизнь в любое прокрустово ложе, мы пытаемся приспособить к делу только те ее проявления, которые поддаются наблюдению и классификации. Эта методология ХIХ века дорого обошлась ХХ, который всеми силами пытался упростить мир: придумав электрический утюг, он решил, что усмирил молнию.

- Покончить с собой, - говорил Камю, - значит признаться, что жизнь сделалась непонятной.
Но в его трактовке абсурд учил не умирать, а жить в непонятом мире. Каждый раз, когда очередное объяснение оказывалось ложным, он подхватывал брошенного здравым смыслом человека.

Чеховский герой не знал, что делать, но думал, что кто-то, в будущем, узнает, и был за эту веру наказан бесплодностью. Герой Кафки расплачивается за то, что он живет в мире, который ему непонятен. Персонажи Беккета уже и не задают вопросов, ибо твердо знают, что ответов нет и быть не может. И все же они не отказываются от жизни, лишенной смысла. Может быть, потому, что смерть - это следствие разочарования в иллюзии смысла, которую и разоблачает абсурд. Будучи предельно безжалостным к человеку, он по-своему гуманен. Ведь оставляя нас без надежды на общую правду, абсурд по Камю освобождает личность: если больше доверять некому, остается доверять себе.

Самое известное сочинение Камю эссе “Миф о Сизифе” можно свести к одному лозунгу: “Движение - все, цель - ничто”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий