<i><b>
░ О художнике Юдоле Пэне в день его памяти
</i></b>
<i>
Белорусский художник, педагог, видный деятель «еврейского
ренессанса» в искусстве начала XX века. Родился 24 мая (5 июня) 1854 года в
городе Новоалександровск (ныне Зарасай, Литва).
Рано осиротел. Вскоре мать определила Иегуду в хедер, и уже
тогда у мальчика обнаружились способности к рисованию. О способном мальчике
стало известно дальнему родственнику Пэнов - маляру, занимавшемуся изготовлением
вывесок, раскраской паркетов и т. п. в Двинске (Даугавпилс), расположенном
поблизости от Ново-Александровска. В конце 1867г. Иегуда отправился в Двинск и
стал подмастерьем маляра.
Таким образом, самый ранний опыт художественного творчества
Пэна связан с разными жанрами традиционного еврейского искусства, являвшегося
органической частью национального быта и синагогального культа. Можно сказать,
что Пэну в известном смысле повезло: став подмастерьем маляра, он все-таки
устроился "по специальности". Здесь он приобрел некоторый опыт, и со
временем именно ему хозяин стал поручать наиболее ответственные и сложные
заказы.
В 1880 году Пэн
стал студентом Академии Художеств. Закончив академию в 1886 году, Пэн вернулся
в Ново-Александровск, откуда в поисках заработка перебрался в Двинск и,
наконец, в Ригу, где познакомился с бароном Н. Н. Корфом, который пригласил
художника на работу в свое имение около Крейцбурга, местечка, расположенного,
примерно, на полпути между Витебском и Двинском. Пэн в эти годы мог установить
в Витебске и деловые контакты, найти покровителей и меценатов из местной
еврейской буржуазии. Однако Пэн, покинув Крейцбург, пытался сначала устроиться
в Петербурге и в марте 1896г. получает паспорт для "постоянного
проживания" в российской столице.
Но судьба его решалась в Витебске: вероятнее всего,
витебские друзья и доброжелатели склоняли его к возвращению, обещая помочь
открыть частную рисовальную школу, о чем Пэн давно мечтал, и хлопотали в
официальных инстанциях, так как для этого требовалось формальное разрешение
губернатора и столичного начальства. Реальная возможность открыть школу, что
обеспечило бы стабильный заработок и нормальные условия для творчества, для
Пэна явилась решающим аргументом в пользу его переезда в Витебск.
●
Частная школа живописи Пэна просуществовала до 1918г., когда
Марк Шагал организовал Народное художественное училище. Он пригласил своего
первого учителя руководить одной из мастерских. После реорганизации училища в
институт Пэн кроме преподавания исполнял также обязанности проректора по
учебной части. В 1923 г. он вместе с Бразером, Мининым и Юдовиным, не приняв
тех методов художественного образования и порядков, которые насаждались новым
руководством во главе с М.Кериным, вынужден был оставить это учебное заведение.
К тому времени оно вновь было реорганизовано, на этот раз, с
понижением статуса - в техникум. Пэн выходит на пенсию и остается не у дел,
Однако это не влияет на его авторитет и популярность - в 1927 г. Витебск
торжественно празднует тридцатилетний юбилей его творческой деятельности в
Витебске, а его дом до самой последней минуты манит к себе молодых художников и
всех тех, кто просто интересовался искусством. В дом Пэна, стены которого были
сплошь завешаны картинами, приходили как в музей, приходили за советом,
приходили к уважаемому мастеру и теплому другу.
В ночь с 1 на 2
марта 1937г. Иегуда Пэн был убит у себя в доме, обстоятельства и мотивы этого
бессмысленного и жестокого убийства до сих пор не прояснены. Но со смертью Пэна
история Витебский школы не прикратилась, и его ученики, далеко отошедшие от
художественных принципов своего первого учителя рано или поздно возвращались к
ним, возвращались в Витебск.
●
【】【】 Картины
Пэна, в том числе портрет Марка Шагала
►► Очень
хорошие фильмы!!!
Обратный отсчёт. «Классик из Витебска. Жизнь и смерть Юдель
Пэн
Юдель Пэн. Смертельная нагота
https://video.yandex.ru/users/doskado3/view/318/
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий