1 мар. 2014 г.

<i><b>
░   О художнике Юдоле Пэне в день его памяти
 </i></b>
<i>
Белорусский художник, педагог, видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала XX века. Родился 24 мая (5 июня) 1854 года в городе Новоалександровск (ныне Зарасай, Литва).

Рано осиротел. Вскоре мать определила Иегуду в хедер, и уже тогда у мальчика обнаружились способности к рисованию. О способном мальчике стало известно дальнему родственнику Пэнов - маляру, занимавшемуся изготовлением вывесок, раскраской паркетов и т. п. в Двинске (Даугавпилс), расположенном поблизости от Ново-Александровска. В конце 1867г. Иегуда отправился в Двинск и стал подмастерьем маляра.

Таким образом, самый ранний опыт художественного творчества Пэна связан с разными жанрами традиционного еврейского искусства, являвшегося органической частью национального быта и синагогального культа. Можно сказать, что Пэну в известном смысле повезло: став подмастерьем маляра, он все-таки устроился "по специальности". Здесь он приобрел некоторый опыт, и со временем именно ему хозяин стал поручать наиболее ответственные и сложные заказы.

   В 1880 году Пэн стал студентом Академии Художеств. Закончив академию в 1886 году, Пэн вернулся в Ново-Александровск, откуда в поисках заработка перебрался в Двинск и, наконец, в Ригу, где познакомился с бароном Н. Н. Корфом, который пригласил художника на работу в свое имение около Крейцбурга, местечка, расположенного, примерно, на полпути между Витебском и Двинском. Пэн в эти годы мог установить в Витебске и деловые контакты, найти покровителей и меценатов из местной еврейской буржуазии. Однако Пэн, покинув Крейцбург, пытался сначала устроиться в Петербурге и в марте 1896г. получает паспорт для "постоянного проживания" в российской столице.

Но судьба его решалась в Витебске: вероятнее всего, витебские друзья и доброжелатели склоняли его к возвращению, обещая помочь открыть частную рисовальную школу, о чем Пэн давно мечтал, и хлопотали в официальных инстанциях, так как для этого требовалось формальное разрешение губернатора и столичного начальства. Реальная возможность открыть школу, что обеспечило бы стабильный заработок и нормальные условия для творчества, для Пэна явилась решающим аргументом в пользу его переезда в Витебск.


Частная школа живописи Пэна просуществовала до 1918г., когда Марк Шагал организовал Народное художественное училище. Он пригласил своего первого учителя руководить одной из мастерских. После реорганизации училища в институт Пэн кроме преподавания исполнял также обязанности проректора по учебной части. В 1923 г. он вместе с Бразером, Мининым и Юдовиным, не приняв тех методов художественного образования и порядков, которые насаждались новым руководством во главе с М.Кериным, вынужден был оставить это учебное заведение.

К тому времени оно вновь было реорганизовано, на этот раз, с понижением статуса - в техникум. Пэн выходит на пенсию и остается не у дел, Однако это не влияет на его авторитет и популярность - в 1927 г. Витебск торжественно празднует тридцатилетний юбилей его творческой деятельности в Витебске, а его дом до самой последней минуты манит к себе молодых художников и всех тех, кто просто интересовался искусством. В дом Пэна, стены которого были сплошь завешаны картинами, приходили как в музей, приходили за советом, приходили к уважаемому мастеру и теплому другу.

   В ночь с 1 на 2 марта 1937г. Иегуда Пэн был убит у себя в доме, обстоятельства и мотивы этого бессмысленного и жестокого убийства до сих пор не прояснены. Но со смертью Пэна история Витебский школы не прикратилась, и его ученики, далеко отошедшие от художественных принципов своего первого учителя рано или поздно возвращались к ним, возвращались в Витебск.


【】【】 Картины Пэна, в том числе портрет Марка Шагала

►► Очень хорошие фильмы!!!
Обратный отсчёт. «Классик из Витебска. Жизнь и смерть Юдель Пэн

Юдель Пэн. Смертельная нагота
https://video.yandex.ru/users/doskado3/view/318/

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий