20 июл. 2014 г.

<i><b>
     В этой жизни помереть не трудно

Тринадцатый апостол
</i></b>

<i>
«МАЯКОВСКИЙ, ПЕРЕСТАНЬТЕ ЧИТАТЬ СТИХИ, ВЫ ЖЕ НЕ РУМЫНСКИЙ ОРКЕСТР»

Служение не только музам, но и властям не терпит суеты. А Владимир Владимирович был человеком неврастеничным. Шумный и скандальный, нежный и ранимый, желчный, как старик, обидчивый, как подросток, наивный, как ребенок. Самозабвенный игрок, игравший всегда, во все и со всеми — от карт до маджонга, он непременно должен был лишь выигрывать.

Выигрывал действительно часто, над проигравшими с удовольствием издевался, если проигрывал, всерьез расстраивался. Он и стихи перед публикой тоже читал так, словно участвовал в турнире. По своей сути, психофизике и органике Маяковский был первым эстрадным поэтом, и дар этот пришелся весьма кстати в стране, где важнейшими из искусств являлись кино и цирк.

Однажды в кафе «Бродячая собака» Мандельштам, наблюдав­ший за Маяковским со стороны, не выдержал: «Мая­ковский, перестаньте читать стихи, вы же не румынский оркестр». Это был редкий случай, когда Владимир Владимирович так и не нашелся, что ответить, — обычно на шпильки он реагировал мгновенно. Колкостей и шуток в свой адрес не выносил, а спеси в нем было столько, что ее с лихвой хватило бы на литературную Россию нескольких веков.

Пожалуй, трудно найти другого поэта, который бы с таким упоением и восторгом воспевал себя почти в каждом своем произведении. О чем бы ни шла речь — о войне, классовой борьбе, паспорте, любви, солнце, Владимире Ильиче Ленине и даже такой непростой философской категории, как время. Оборот «О времени и о себе» принадлежит Маяковскому, и со временем поэт, как и почти со всем остальным, был на ты: «Время, начинаю про Ленина рассказ». Время, замри и ляг. Сам Маяковский начинает. Да что там Время, что там Ленин. Заносило поэта и посильнее, и повыше.

Я, воспевающий машину и Англию,
может быть, просто,
в самом обыкновенном Евангелии
тринадцатый апостол.
И когда мой голос
похабно ухает —
от часа к часу,
целые сутки,
может быть,
Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.

Блоковский Христос в белом венчике из роз, благословляющий и ведущий за собой 12 завшивленных провозвестников новой эры, по сравнению с Иисусом, нюхающим Маяковского, конечно, сущее дитя. Владимир Владимирович и сам был дитя. Очень большое. Почти двухметровое.

Безусловно, большого поэта всегда слишком много, но если Пушкин по примеру Горация воздвиг в честь себя лишь «Памятник», то Маяковский умудрился воздвигнуть себя даже в стихотворении в честь Пушкина. Вообще, «Юбилейное», посвященное Александру Сергеевичу, — это такой клинический случай поэта Маяковского.

Были б живы -
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог.
Раз бы показал:
— вот так-то, мол,
и так-то...
Вы б смогли -
у вас
хороший слог.

По-моему, «хороший слог» Пушкина так еще никто не оценивал — оказывается, мог бы и агитки рисовать. Ну это ладно. Владимира Владимировича отличала особая экстравагантность в выражении сильных чувств. Поражает другое.

В этом юбилейном, казалось бы, стихотворении в честь одного поэта Маяковский не преминул накостылять прочим своим коллегам — и Надсону досталось, и Есенину, и Безыменскому. Некрасова, правда, пощадил и счел годным для их с Пушкиным компании. Как и Асеева. «Есть еще Асеев Колька. Этот может, хватка у него моя». В смысле накостылять равных пролетарскому глашатаю не было, как и в смысле проигнорировать.

Владимир Владимирович чересчур деликатно и тактично умудрялся не замечать трагедии, происходившие с его друзьями, товарищами и коллегами, при этом раздражался от Надсона, почившего еще до рождения Маяковского. Не заметил расстрел Гумилева, мучительную и страшную смерть Блока, но нервничал из-за живого Северянина. Клеймил посредственного поэта и человека Безыменского, но почти никак не реагировал на присутствие в литературе Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Хлебникова... С Пастернаком общался много, Борис Леонидович очень ценил Маяковского как поэта и никогда этого не скрывал, ценил ли Маяковский Пастернака, понять сложно. «Вы любите молнию в небе, — сказал он как-то Борису Леонидовичу, — а я в электрическом утюге». Возможно, ценил. По-своему. Как утюг может ценить молнию.

Со своим другом чекистом Валерием Горожаниным, 1927 год. К 10-летию ЧК Маяковский напишет стихотворение «Солдаты Дзержинского», которое посвятит Горожанину. «Есть твердолобые вокруг и внутри — зорче и в оба, чекист, смотри!»

Отношения Маяковского с литературным цехом с самого начала были сильно вывихнуты, и дело тут не только в особеннос­тях психики и предельном эгоцентризме поэта, но и в среде, его питавшей. Основным и не­пременным кругом его общения на протяжении многих лет являлись Лиля и Осип Брик, без которых Маяковский себя не мыслил. И будем честны — если бы не Брики, неизвестно, как бы сложилась литературная судьба бывшего футуриста в стране советов. Впол­не вероятно, что никак. Страна со своей новой эстетикой и культурной политикой футуризм, как и прочий авангард, не жало­вала, Маяковский к новой эстетике адаптировался тяжело, публиковали его неохотно, писал он в первые послереволюционные годы мало.

Собственно, советским поэтом Маяковский стал под чутким, хотя и жестким влиянием Лили Юрьевны, не упустившей шанса войти в историю музой, и всяческом участии Осипа Максимовича — эрудита, литературоведа и критика. Благодаря усилиям и связям Лили Маяковский все чаще стал появляться в печати, на­ча­лись первые успехи и комплименты, а после того как стихотворение «Прозаседавшиеся» похвалил Ленин, все было предрешено.

В отличие от Маяковского, который, по меткому высказыванию Пастернака, «был странен всеми странностями своей эпохи», Брики являлись типичными продуктами эпохи, при этом их воспитательная роль в формировании Маяковского-поэта, увы, оказалась ключевой.

Осип Брик помогал малообразованному гению как теоретически, так и прак­тически — вычитывал и редактировал его тексты, давал советы, ориентировал. В том числе идеологически. Осип Максимович был не только эрудитом, но и некоторое время работал в ЧК, и в их доме в Гендриковском переулке собиралась специфическая богема — энкавэдисты, госдеятели, банковские служащие, разного рода чиновники. Именно этот гостеприимный дом Пастернак позже назовет «отделением московской милиции»...

▫ ▪
▫ ▪

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
►►   Продолжение следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
  Фотопортреты
https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=7YnJU4CQGMrjywO32YLoAw&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1011&bih=697

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий