<b> ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ и журналовЪ
✍ </b>
<u>
ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u>
Одесссское…
<i>
Стал заносчивый, как
гаишник с престижного перекрёстка.
◗
Я вас уважаю, хотя уже забыл за что!
◖
Ну ты посмотри на этого патриота за мой счёт!
◗
</i>
◖◗
<b> Легенды Одессы: водители кобылы. </b>
Кто-то из классиков сказал, или, по крайней мере, мог бы
сказать: «Везёт, когда тебя везут». Вот так, прикрываясь классикой, мы решили
поговорить о транспорте старой Одессы — кто, что, на чём и почём по её улицам
возил. Все грузы в Одессе всегда делились на две категории: те, что лежат
мёртвым грузом, и те, что сидят живым. Извозом последних занимались извозчики,
а подвозом первых — биндюжники.
Грузите апельсины бочками
Профессия извозчика была в Одессе, уважаемой, но не самой
почитаемой, потому что таковой была профессия биндюжника, родившаяся из
сочетания трёх ответственных составляющих: коня, воза и человека с кнутом,
трезво смотрящим на жизнь пьяным взглядом. Вообще, о биндюжниках можно сказать
много хорошего, но напечатать всё то, что можно о них сказать и особенно от них
услышать, нельзя никак, ибо ничего хорошего это не сулит.
Становление этой профессии началось во времена порто-франко,
головную боль с которым подкинул градоначальнику Ланжерону, дюк де Ришелье,
испросивший у императора разрешение на введение в Одессе беспошлинной торговли.
С тех пор вся необъятная Российская империя только тем и занималась, что
пыталась отыскать в Одессе хоть один неприбыльный товар. Но легче было бы
отыскать Тунгусский метеорит, упади он на век раньше. Но, конечно, были у тех,
кто столкнулся с порто-франко, то есть у всей Одессы, и проблемы. О них
остались воспоминания тех, кто торговал тогда без всякой пошлины. Дед
известного одесского биндюжника Лейбы Фукса, который основал династию
биндюжников и работал во времена порто-франко в порту, жаловался внуку:
— Лейба, это был кошмар! Мы не успевали вывозить и разгружать
возы. Слушай сюда, дед откроет тебе секрет, чем те возы были гружённые. Только
наперёд прими стакан водки, чтоб не гепнуться мозгами — возы были гружённые
деньгами.
Да, Одесса процветала, и наперёд других процветала хлебная
торговля. Очевидцы рассказывали, что биндюжники, перевозя деньги возами,
прикуривали от взятых с воза пятирублевок. Прикуривали и приговаривали:
— Ша, без хипежа! Тартаковский не обеднеет!
Так в Одессе была заложена добрая традиция легко прожигать
состояния, особенно состояние Тартаковского. И это не шутка — кто в Одессе
шутит с деньгами!
Видимо, Остап Бендер, отправил Корейко телеграмму «Грузите
апельсины бочками» не с бухты-барахты, а, памятуя про бухту, какою был во
времена порто-франко одесский порт. Скорее всего, он услышал эту фразу от
своего папы турецко-подданного, а тот не раз слышал её уже от деда, правда,
еврейско-подданного, но чего только не случалось в исконно украинском городе
Одессе.
Кстати, именно на
этих бочках с апельсинами и стоит Одесса, после того, как они попали в
Петербург к императору Павлу І в качестве взятки, и он соизволил дать согласие
одесситам строить город (как будто, если бы Павел не соизволил, кто-то бы его
слушал).
Попутная жизнь
Но не следует думать, что биндюжники и их верные помощники,
парнокопытные биндюги, использовались только в порту, чтобы увозить и подвозить
грузы. Возить негабаритные грузы биндюжников нанимали простые одесситы,
особенно весной и осенью. Это было связано с одесской традицией снимать на лето
дачу. Съём дачи был отработан и налажен в лучших традициях крестовых походов и
с теми же интервентскими последствиями.
Нет сомнения, прикидывая, что полезнее: завоевать Иерусалим
или снять дачу поближе к будущим одесским пляжам, крестоносец долго колебался,
какой из этих двух подвигов праведнее и полегче. Так ведь не было в те времена
биржи биндюжников, которые, если хорошо поторговаться, готовы были ехать что на
Большой Фонтан, что к Гробу Господню — главное, деньги вперёд.
Но вот пришёл ХІХ век, и уже никто не колебался. А нанимался
биндюжник с площадкой, как поэтично называли телегу, в которую загружалось всё,
что требуется на даче для полноценного отдыха вдали от дома. Во-первых, пианино
и фикус. Было ещё и «во-вторых», но здесь не хватит места перечислить всё, что
входило в тот бесконечный, расширенный перечень — то была куча каких-то узлов,
причём, их наполнение было для всех загадкой. Распаковывать их никто и не
собирался, чтобы осенью потом снова не запаковывать. И площадка отправлялась в
путь. Это был очень опасный момент, ибо вещи на час оставались без хозяйского
глаза.
◖◗
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
◗
Продолжение следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Комментариев нет:
Отправить комментарий