12 авг. 2014 г.

<i><b>
     Про Елизавету АУЭРБАХ
</i></b>


<i>
Елизавета Ауэрбах мечтала о режиссёрской профессии и даже поступила на соответствующий факультет театрального техникума. Но после второго курса её пригласили во вспомогательный состав МХАТа. На этой сцене Ауэрбах играла четверть века, преимущественно второстепенные роли и эпизоды, но в целом творческая судьба в этом театре у актрисы не сложилась.

В 1941-45 годах Елизавета Ауэрбах выступала с концертами в составе фронтовых бригад и почувствовала тягу к эстраде. Сразу после войны начала писать рассказы. Выступления с ними в концертах пользовались большим успехом. Поэтому в начале 60-х Ауэрбах оставила театр, целиком посвятив себя эстраде.

 “В рассказах Елизаветы Ауэрбах есть этот нежный, но стойкий и не поддающийся никакой подделке отсвет истинной поэтичности”
(Юрий Нагибин. “Театр”, 1956, № 10, с. 109).

▫ ▪
▫ ▪

«Всегда ваша Ауэр-Баша»

Татьяна Щурова


Рассказ о замечательной актрисе Елизавете Ауэрбах.

Рассказывают, что когда Елизавете Ауэрбах звонили по телефону, в трубке раздавалось ее приветливое: «Слушаю Вас с удовольствием». Это не было актерским приемом. Все, кто знал эту женщину, помнят ее необыкновенную доброжелательность, искреннее желание слушать собеседника, сияющие глаза, умение общаться с самой разной аудиторией. В ней все было необычно, все «свое» — жизнь, человеческий облик, литературное дарование. Хотя вроде бы ничего особенного — автор и исполнитель коротких рассказов. А вот покоряла с первых фраз, «забирала в плен» навсегда...

Одной из радостей моего послевоенного детства было радио. Вечерние передачи из цикла «Театр у микрофона», чтецкие и музыкальные программы уносили в прекрасный мир искусства, и всегда безумно хотелось заглянуть за светящийся зеленый глазок (предчувствие телевидения?), чтобы увидеть исполнителей. Диктор мог после окончания передачи не трудиться называть имена артистов — я всех знала по голосам. Среди самых любимых — Елизавета Ауэрбах. Недавно перечитала сборники ее рассказов (читателям остались от нее три небольших книжки и несколько журнальных публикаций) и поняла, что до сих пор помню каждое слово из них, слышу неповторимые авторские интонации.

Вспоминаю первую встречу с артисткой. В университетскую студенческую аудиторию Ауэрбах привела наша преподавательница Берта Яковлевна Барская, которая была дружна с Елизаветой Борисовной много лет. В тот приезд у Ауэрбах было несколько концертов в Одессе. И я «кочевала» за ней по всем залам — филармонии, санатория, клубов. Она жила трудной жизнью эстрадника — масса концертов, сборных и сольных, поездки по всему СССР. Но, видимо, помогало умение видеть во всем хорошее. Она потом написала: «Я не работаю на сцене — я живу очень напряженной и очень счастливой жизнью. Поэтому не знаю мучений, которые другим могут отравить всю радость творчества. Я не боюсь невнимательной публики, раздраженной публики, рассеянной публики... Я выхожу на сцену не зачитывать заученный текст, а говорить людям об очень важном для меня». Конечно, я постаралась узнать о любимой актрисе побольше.

Она была одной из творческих «жертв» МХАТа. Отдала прославленной сцене около 25 лет жизни, — и ее так и не увидели режиссеры и корифеи, хотя в каждый эпизод и «кушать подано» вкладывала все творческие силы своей беспокойной, незаурядной натуры. Неудачница и чудачка просто ждала своего часа. Видимо, что-то внутри должно было созреть, а пока накапливалось, отбиралось. Как всегда, все решил случай. Однажды, услышав в московском Доме актера неудачные военные воспоминания другого актера, она поняла, что сможет рассказать о войне, о людях, которых узнала там, о различных встречах — совсем иначе. Оказалось, что ей дано умение рассказывать о самых обычных вещах, сочетая, как в жизни, драматическое, лирическое, забавное. У других это выглядело бы, наверное, рабочим сырьем. О ней же писали: «Забыть то, о чем рассказывает Елизавета Ауэрбах, невозможно. Так же, как невозможно забыть хорошую песню».

Елизавета Борисовна была искренней, наблюдательной и остроумной, сюжеты и образы своих рассказов часто «лепила» из самой себя, удачно сочетая это с милой фантазией. Она отличалась отзывчивостью к чужой беде и радости, всегда трудно жила материально, была трогательно беспомощна в быту, но никогда не ныла («Гардероб иметь хорошо, но можно и без гардероба»). Умела обыденной фразой сразу установить контакт с залом. Однажды у нее украли концертное платье прямо перед выступлением. Актриса поняла, что если не скажет об этом в зал — не сможет успокоиться, а зрители бы недоумевали, чувствуя, что что-то не так. Она могла себе это позволить, ибо говорила: «Я себе и автор, и режиссер, и актриса».

Удивительно смешно она написала о съемках в кинофильмах в рассказах «Моя жизнь в киноискусстве» и «Моя киноэпопея». В частности, вспоминает о работе в телефильме «Адъютант его превосходительства» у режиссера Е. Ташкова. Многие, вероятно, помнят, как легко, изящно сыграла там Ауэрбах еврейскую женщину, жену ювелира, создав сочный колоритный национальный характер, наполненный мудростью и трагикомизмом. Ей удалось все это сделать в коротком эпизоде (все-таки мхатовская школа за плечами). Она пишет: «Этот «мини» -эпизод принес мне «макси»-популярность, и теперь я в концерте не могу уйти со сцены, не сказав мою единственную фразу: «Исаак, не валяй дурака, им нужен Федотов».

В 80-е годы Елизавета Борисовна трижды побывала в отделе искусств библиотеки им. М. Горького. Мы ждали ее приездов, увидев афиши в городе, непременно просили дочь Б.Я. Барской Ирину Шайкевич привести Ауэрбах к нам. Нужно ли говорить, что обычно вопрос о том, кто поедет за актрисой в гостиницу, разрешался сразу. Я не могла никому отдать этой радости общения со столь любимым человеком. Многие годы она как бы жила рядом — были телепередачи, приезды, публикации, встречи.

Как жаль, что потом неизбежно следует время утрат.

▫ ▪
▫ ▪

Один рассказ самой Елизаветы Ауэрбах

ЗАДУШЕВНАЯ ПОДРУГА ВЕРКА, Я И МОЯ ФАНТАЗИЯ

Я в детстве любила заглядывать в окна домов, рассматривать альбомы с чужими фотографиями и прислушиваться к разговору незнакомых людей. Мелькнувший в окне профиль я дорисую в портрет, из обрывка фразы сочиню монолог, и из выцветшей фотографии на меня взглянет живое лицо.

Я любила книжки с потерянным концом. Мне всегда хотелось «невероятных» событий, наверное, поэтому я очень много врала, у меня даже был такой период, когда я врала без всякого смысла, просто чтоб было интереснее. Например, я стою в луже, мать, увидев это из окна кричит: «Выйди сейчас же из воды». — Я спокойно спрашиваю: «Из какой?» — «Из той, в которой ты стоишь!» Я удивленно поднимаю брови: «Я стою на сухом месте».

Мама выбегала во двор, делала рукой такой жест, который заставлял меня вылететь из этого «сухого» места. Но я на нее не обижалась.

На смену бессмысленному вранью пришло вранье, осмысленное. Я поняла, что можно вырезать кукол из картона мамиными маникюрными ножницами, рядом положив наши детские, и, заслышав мамины шаги, немедленно брать большие. Мама говорила: «Мне кажется, что ты берешь мои ножницы, они стали совсем тупые». — «В пустыне, — отвечала я,— людям кажется, что они видят вдали моря и речи—это мираж, но это пройдет»...

С возрастом, конечно, бессмысленное вранье прошло совсем, осмысленное — почти совсем, но фантазия росла вместе со мной и делала мою жизнь интересней.

В школе, в которой я училась, было дровяное отопление. Однажды во время большой перемены выяснилось, что большинство ребят не подготовилось к следующему уроку. Стали думать, кап быть; я предложила завалить дымоход кирпичами, которых было много во дворе школы, и открыть окна, а был холодный сентябрьский день; учитель войдет, скажет: «Ах, как холодно» и попросит затопить, дым повалит в класс, и все пойдет как по маслу! Мы так и сделали, и учитель сказал: «ах...», и дым повалил в класс, и мы весь урок весело бегали за истопником и уборщицей.

В школе у меня была задушевная подруга Верка, которая так же, как я, обожала «невероятные истории».

Как-то в старших классах готовился литературный вечер, посвященный молодому советскому поэту. Младшие классы на вечер не допускались, но накануне концерта заболели двое исполнителей, в требование к исполнителям было одно — звонкий голос. Звонче, чем у меня и задушевной подруги Верки, голоса не оказалось, так мы стали артистами. Нам дали выучить слова и объяснили, что на сцене нас поставят в шеренгу лицом к публике, и когда мой сосед справа толкнет меня в бок, я а рупор долина буду сказать «труд труби, труд труби, труд труби в трубу», а на слове «в трубу» я должна буду пихнуть задушевную подругу, и она скажет «бей барабан, бей барабан, бей барабан борьбу». Слова мы выучили насмерть, у меня весь дом говорил: «труд труби».

Наступил вечер, раскрылся занавес. Я стала рассматривать публику, и мне очень понравился огромный человек, который сидел как-то боком, выставив ноги в проход. Он был похож на Гулливера, я улыбнулась ему, он улыбнулся мне, и тут я получила сразу два толчка в бок; слова вылетали у меня из головы, будто их никогда и не было.

Ужасная пауза полезла на сцену, потом в зрительный зал, я в отчаянии взглянула на Гулливера и увидела, что он смотрит на меня, усиленно шевеля губами, как бы подсказывая мне слова. «Откуда он их знает?» — подумала я и, тут что-то уловив, все вспомнив, на всю школу закричала: «Пруд пруди, пруд пруди, пруд пруди, а трубу». На словах «в трубу» я так толкнула задушевную подругу, что та отлетела в сторону и радостно прокричала: "Бей барабан, бей барабан, бей барабан борьбу».

Я взглянула на Гулливера, он хохотал, чуть не падая со стула. Занавес закрыли под смех и аплодисменты, и тут все на меня набросились, говоря, что я испортила вечер. Учитель литературы тряс меня за плечи, говоря; «Неужели ты не понимаешь, что ты сказала? Чтоб не огорчить его еще больше, я сказала: «Понимаю». Мне кажется, именно с этого вечера я окончательно решила стать актрисой.

Уже окончив школу, все с той же задушевной подругой Веркой решили мы поехать в воскресенье на дачу к знакомым, и у нас оказалось довольно много всяких покупок. Я предложила свернуть вещи в виде ребенка в детское одеяльце — тогда сядем в трамвай с передней площадки, в поезде — в детский вагон, и все пойдет как по маслу.

В трамвае мне действительно сразу уступили место и милые женщины, стоявшие и сидевшие рядом, стали мне советовать открыть личико ребенка, так пак было жарко и душно. Одна тетка даже попробовала отогнуть одеяло. «Оставьте меня в покое, — сказала я,— у моего ребенка скарлатина, ему неприятно глядеть на свет. Как меня высадили из вагона, не помню, задушенная подруга выпрыгнула на «оду, а из окон трамвая граждане с удивлением глядели, как из моего «заразного ребеночка» на землю сыпались всякие свертки.

Когда, окончив школу, я поступила в театр, задушевная подруга Верка сказала: «Наконец ты найдешь применение своей фантазии, актерам фантазия очень нужна». Но задушевная подруга Верка ошиблась, театр не воспользовался моей фантазией, и тогда я придумала писать рассказы. Теперь я еще жаднее заглядываю в окна домов, рассматриваю альбомы с чужими фотографиями, гляжу на все во все глаза и слушаю... И жить мне стало еще интереснее...

Мне кажется, что все мои рассказы правдивы и взяты из жизни. Но задушевная подруга Верка, прочтя мой рассказ, обязательно скажет: «Интересно, как было на самом деле?»

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
http://abrab.livejournal.com/106526.html
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡ 
◙ ◙ ◙ Фотографии

Елизавета Ауэрбах – YouTube

Борис Новиков и Елизавета Ауэрбах
http://www.youtube.com/watch?v=95KYT68diHQ

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий