14 окт. 2014 г.

<i><b>
▒   Юрий КАРАБЧИЕВСКИЙ
</i></b>

    

<i>
ЮРИЙ КАРАБЧИЕВСКИЙ

Трагическая фигура, критик, поэт, прозаик, он тоже был там, — в колодце времен, в 50-х, в клубе «Факел». Печататься начал поздно, уже в канун перестройки, а жил и кормил семью как кибернетик и математик. Где он работал, я не интересовался, но ездил в командировки по всей стране.

    Снова мы встретились уже в другой компании, среди участников самодеятельного альманаха «Метрополь», в 1979 году. Это был бунт против литературного начальства, против системы. И Юрий Карабчиевский оказался в рядах бунтарей. Характерный лысоватый череп, глубоко запавшие большие армянские глаза и неугомонный характер. Книга, прославившая его, «Воскрешение Маяковского», тоже была своеобразным бунтом. Мягкий лирик и реалист, он прояснил в ней экспрессивную и агрессивную суть поэта и не принял ее. Мне кажется, потом он сам сомневался в своей оценке. Но ведь надо же было кому-то это сказать! История выбрала Карабчиевского.

    Потом был Израиль, и все по-прежнему было неблагополучно. Он решил в одночасье — сам ушел из жизни. Это был красивый человек.

Генрих Сапгир
</i>

Эстер Пастернак

Размышление о современной трагедии

Марсель Пруст начинает и заканчивает роман «В поисках утраченного времени» идеей Времени, считая искусство вечностью, а километры лет – временем. Обретенное время, – время поверх барьеров искусства, поверх духовной работы и связанного с ней восторга, вынуждало его чувственное восприятие отзываться на самом краю нервных центров. Пробуждаемый слуховой ассоциацией, Марсель Пруст писал о происходящем в плоскости временного звука упавшей на землю спелой груши. Его время в наборе музыкальных инструментов, способных извлечь неуслышанный дотоле звук, его обоняние и вкус, его зрение, все они, связанные с предельно ранимой чувствительностью, наполняли внутренний мир писателя образами и героями, переходящими грань обычного человеческого восприятия. Правдивые воспоминания Пруста делают его прошлое осязаемым.

Ю. Карабчиевский принадлежит эпохе, потерявшей свое «я», и потому он, вспоминая, творит себя, и потому для него вновь обретенное время навсегда остается утраченным временем.

По сей день, ни в одном из словарей, я не обнаружила честный синоним слову время. Остановившись на строке В. Маяковского «За всех расплачýсь, за всех расплáчусь», Г. Горчаков писал: «За всех – это время вечности».

Жизненная трагедия мастера не разрешается посредством искусства. Не будучи абстракцией, а организмом духа и плоти, человек не способен противостоять жестокости мира, если он не предан высокой вере в Творца. Разница между тонкой поэтической материей и материальным миром настолько страшна в своем совершенстве, что если не откроется внутреннее зрение увидеть, насколько духовная свобода зависит от возможности человека получить свет из источника, – невозможно выжить, невозможно творить. А скорость света, помноженная на силу желания отдавать, есть его яркость. Не будь веры во Всевышнего, благословен Он, все творчество и все судьбы стоили бы немногого.


С Юрием А. Карабчиевским у меня были три встречи. Две заочные и одна, последняя, наяву. В конце 70-х годов мне подарили альманах «Метрополь», где были стихи Ю. Карабчиевского. По молодости, тогда я не остановила свое внимание на нем, а заинтересовалась больше другими авторами альманаха. Вначале 80-х будучи уже в Израиле, мои стихи и проза Ю. Карабчиевского оказались по соседству в журнале «Время и мы», выходившем под редакцией Виктора Перельмана.

Так, во второй раз судьба столкнула меня с Карабчиевским. «Жизнь Александра Зильбера», переданная по подпольным каналам из Москвы в Израиль, сразу и бесповоротно влюбила меня в саму повесть и в ее автора.

Для Юрия Аркадьевича Карабчиевского время было важной, если не самой важной составной его жизни, с той безграничной возможностью дышать, творить, жить. Жизнь Саши Зильбера, где «…прошлое становится реальностью только в настоящем, – …» настолько понятна и близка мне, что я способна процитировать добрую половину повести, но не в этом моя задача.

Сегодня, с уходом Юрия Карабчиевского, литература получила еще одно подтверждение тому, насколько настоящее неподвластно времени и возможно при условии, – когда «Шопен не ищет выгод», – слившись с вечностью, понятием, не подвластным человеческому уму.

Честный, и глубоко талантливый мастер, Юрий Карабчиевский не смог выжить и ушел, задохнувшись, (какая редкость в наши дни!) от острого чувства писательского и человеческого долга!


≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Читать полностью http://7iskusstv.com/2010/Nomer11/EsPasternak1.php
Фотографии

https://www.google.ru/search?q=%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%87%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=iy88VIT1O-LdywOC9ID4AQ&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1280&bih=631

Комментариев нет:

Отправить комментарий