<i><b>
▒ Юрий
КАРАБЧИЕВСКИЙ
</i></b>
✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠
<i>
ЮРИЙ КАРАБЧИЕВСКИЙ
Трагическая фигура, критик, поэт, прозаик, он тоже был там,
— в колодце времен, в 50-х, в клубе «Факел». Печататься начал поздно, уже в
канун перестройки, а жил и кормил семью как кибернетик и математик. Где он
работал, я не интересовался, но ездил в командировки по всей стране.
Снова мы
встретились уже в другой компании, среди участников самодеятельного альманаха
«Метрополь», в 1979 году. Это был бунт против литературного начальства, против
системы. И Юрий Карабчиевский оказался в рядах бунтарей. Характерный лысоватый
череп, глубоко запавшие большие армянские глаза и неугомонный характер. Книга,
прославившая его, «Воскрешение Маяковского», тоже была своеобразным бунтом.
Мягкий лирик и реалист, он прояснил в ней экспрессивную и агрессивную суть
поэта и не принял ее. Мне кажется, потом он сам сомневался в своей оценке. Но
ведь надо же было кому-то это сказать! История выбрала Карабчиевского.
Потом был Израиль,
и все по-прежнему было неблагополучно. Он решил в одночасье — сам ушел из
жизни. Это был
красивый человек.
Генрих Сапгир
</i>
Эстер Пастернак
Размышление о современной трагедии
Марсель Пруст начинает и заканчивает роман «В поисках
утраченного времени» идеей Времени, считая искусство вечностью, а километры лет
– временем. Обретенное время, – время поверх барьеров искусства, поверх
духовной работы и связанного с ней восторга, вынуждало его чувственное
восприятие отзываться на самом краю нервных центров. Пробуждаемый слуховой
ассоциацией, Марсель Пруст писал о происходящем в плоскости временного звука
упавшей на землю спелой груши. Его время в наборе музыкальных инструментов,
способных извлечь неуслышанный дотоле звук, его обоняние и вкус, его зрение,
все они, связанные с предельно ранимой чувствительностью, наполняли внутренний
мир писателя образами и героями, переходящими грань обычного человеческого
восприятия. Правдивые воспоминания Пруста делают его прошлое осязаемым.
Ю. Карабчиевский принадлежит эпохе, потерявшей свое «я», и
потому он, вспоминая, творит себя, и потому для него вновь обретенное время
навсегда остается утраченным временем.
По сей день, ни в одном из словарей, я не обнаружила честный
синоним слову время. Остановившись на строке В. Маяковского «За всех
расплачýсь, за всех расплáчусь», Г. Горчаков писал: «За всех – это время
вечности».
Жизненная трагедия мастера не разрешается посредством
искусства. Не будучи абстракцией, а организмом духа и плоти, человек не
способен противостоять жестокости мира, если он не предан высокой вере в
Творца. Разница между тонкой поэтической материей и материальным миром
настолько страшна в своем совершенстве, что если не откроется внутреннее зрение
увидеть, насколько духовная свобода зависит от возможности человека получить
свет из источника, – невозможно выжить, невозможно творить. А скорость света,
помноженная на силу желания отдавать, есть его яркость. Не будь веры во
Всевышнего, благословен Он, все творчество и все судьбы стоили бы немногого.
✧ • ✧ • ✧
С Юрием А. Карабчиевским у меня были три встречи. Две
заочные и одна, последняя, наяву. В конце 70-х годов мне подарили альманах
«Метрополь», где были стихи Ю. Карабчиевского. По молодости, тогда я не
остановила свое внимание на нем, а заинтересовалась больше другими авторами
альманаха. Вначале 80-х будучи уже в Израиле, мои стихи и проза Ю.
Карабчиевского оказались по соседству в журнале «Время и мы», выходившем под
редакцией Виктора Перельмана.
Так, во второй раз судьба столкнула меня с Карабчиевским.
«Жизнь Александра Зильбера», переданная по подпольным каналам из Москвы в
Израиль, сразу и бесповоротно влюбила меня в саму повесть и в ее автора.
Для Юрия Аркадьевича Карабчиевского время было важной, если
не самой важной составной его жизни, с той безграничной возможностью дышать,
творить, жить. Жизнь Саши Зильбера, где «…прошлое становится реальностью только
в настоящем, – …» настолько понятна и близка мне, что я способна процитировать
добрую половину повести, но не в этом моя задача.
Сегодня, с уходом Юрия Карабчиевского, литература получила
еще одно подтверждение тому, насколько настоящее неподвластно времени и
возможно при условии, – когда «Шопен не ищет выгод», – слившись с вечностью,
понятием, не подвластным человеческому уму.
Честный, и глубоко талантливый мастер, Юрий Карабчиевский не
смог выжить и ушел, задохнувшись, (какая редкость в наши дни!) от острого
чувства писательского и человеческого долга!
✧
• ✧ •
✧
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
✠
Читать полностью http://7iskusstv.com/2010/Nomer11/EsPasternak1.php
✠ ✠ Фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%87%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=iy88VIT1O-LdywOC9ID4AQ&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1280&bih=631
Комментариев нет:
Отправить комментарий