<b>
ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ
и журналовЪ ✍ </b>
<u>
ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u>
Одесссское…
<i>
Маленький Додик приходит из школы домой и рассказывает маме:
— У нас в школе будет ставиться пьеса, и мне дали роль
еврейского мужа.
— А что, ты не мог попросить роль со словами? — спрашивает
мать.
◗
— Доктор, я сломал ногу в двух местах! — рассказывает
Гольдштейн.
— Вы запомнили эти места?
— Да!
— Больше туда не ходите.
</i>
◖◗
<b> Самый мобильный в Одессе</b>
Нет, что бы ни говорили, а у Одессы, начиная с имени и
кончая привычками, женская суть. Когда Одесса только-только зарождалась,
сколько кокетства было в её повадках. Вот и решила примерить на себя ожерелье
бульваров. Конечно, главным, так сказать, парадным должен был стать бульвар,
который пролёг над городским портом, и позднее стал называть Приморским. Но
подняться из порта на бульвар кто-то должен был помочь одесситам. Кто-то или
что-то. 8 июня 1902 года в Одессе была открыта так называемая «подъёмная
дорога» (или фуникулёр), соединившая Приморский бульвар и порт. Как видим, в
июне у фуникулёра день рожденья. Чем не повод поговорить об имениннике?
<u> КАЙФ ЗА 3 КОПЕЙКИ</u>
<i>
Так обосновано экономически и продуманно технически
завершилось строительство в Одессе фуникулёра. Вскоре на рельсы стали два
вагончика, вместимостью в 25 человек (а в час пик и все 125). Рельсовая линия
была одна. В середине пути под специальным смотровым мостиком вагончики
разъезжались. Так что, мостик был необходим. На нём всегда собиралось множество
любопытных в надежде, что однажды случится чудо, и вагончики не разъедутся, а
столкнутся. Но Пятницкий недаром ездил в Париж и всё детально продумал. Чтобы
транспортные средства не столкнулись, подавались сигналы встречному вагону.
Сигнал подавался звоном и светом. Но если свет не доходил, а звук не долетал,
то во встречный вагончик сигнал дублировался камнем, который если долетал, то
всегда доходил. Действовала такая сигнализация безотказно, и вагончики так ни
разу и не столкнулись.
Кроме того, были приняты особые меры предосторожности: внизу
открылась нотариальная контора, где любой желающий мог перед тем, как сесть в
вагончик, составить завещание. С тех пор если не отъезжающие, то уж, во всяком
случае, их родственники чувствовали себя спокойно.
8 июня 1902 г. после восторженных речей представителей
Императорского Технического Общества первые пассажиры заполнили вагоны, и
началось движение по линии Бульвар — Приморская улица. Радости одесситов не
было предела. Все мечтали проехаться на фуникулёре, тем более что вниз стоило 2
копейки, вверх 3 копейки (но кто же ездит вниз, когда спуститься по Гигантской
лестнице — одно удовольствие). Несмотря на то, что длина дороги составляла
всего 130 метров, бывалые пассажиры каждый раз уточняли у дежурной:
— Мадам, а кормить в пути будут?
На что бывалая мадам отвечала:
— Мы подаём только чай, но моя свекруха испекла пирожки,
пальчики оближите. У её пирожков и фуникулёра как раз круглая дата — им по пять
лет, хотя с первого взгляда и не скажешь.
Но опытные одесситы отправлялись в путь не с пустыми руками.
Так что в вагонах всегда было чем закусить и уж, конечно, чем горло промочить.
Так могли после этого одесситы не полюбить фуникулёр? Но, к сожалению, не все
власти также полюбили эту частичку городской истории. Периодически фуникулёр прикрывали,
а в 1970 году и вовсе снесли, возведя на его месте эскалатор. Говорят, просто в
Одессе решили строить метро, но дальше эскалатора дело не пошло.
К счастью, в Одессе нашёлся мэр, который понял, что городу
надо бы вернуть «прикрытую» достопримечательность. Тогда пришлось прикрыть и
этого мэра. Но, видимо, нельзя лишить Одессу уникального вида транспорта,
который не в состоянии «доить» даже одесское ГАИ.
И что примечательно: в июне у него очередной день рождения.
Вот с рождения он и выполняет благородную миссию: поднимает приезжающих в город
гостей до уровня одесситов. То есть всякий, воспользовавшийся фуникулёром,
может почувствовать себя одесситом. Но, главное, это был первый мобильный
транспорт в Одессе. На старом фуникулёре стояла машина, которую создал Сименс,
чьи мобильные телефоны сегодня в карманах у многих из нас. Вот вам и залог
мобильности одесского фуникулёра.
Валентин Крапива
</i>
◖◗
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
◗
http://o1.ua/articles/legendy-samyy-mobilnyy-v.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий