13 окт. 2014 г.

<b> ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ и журналовЪ   </b>
<u>
    ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u>
Одесссское…
<i>
Маленький Додик приходит из школы домой и рассказывает маме:
— У нас в школе будет ставиться пьеса, и мне дали роль еврейского мужа.
— А что, ты не мог попросить роль со словами? — спрашивает мать.

 

— Доктор, я сломал ногу в двух местах! — рассказывает Гольдштейн.
— Вы запомнили эти места?
— Да!
— Больше туда не ходите.
</i> 
◖◗

<b> Самый мобильный в Одессе</b>

Нет, что бы ни говорили, а у Одессы, начиная с имени и кончая привычками, женская суть. Когда Одесса только-только зарождалась, сколько кокетства было в её повадках. Вот и решила примерить на себя ожерелье бульваров. Конечно, главным, так сказать, парадным должен был стать бульвар, который пролёг над городским портом, и позднее стал называть Приморским. Но подняться из порта на бульвар кто-то должен был помочь одесситам. Кто-то или что-то. 8 июня 1902 года в Одессе была открыта так называемая «подъёмная дорога» (или фуникулёр), соединившая Приморский бульвар и порт. Как видим, в июне у фуникулёра день рожденья. Чем не повод поговорить об имениннике?

<u> КАЙФ ЗА 3 КОПЕЙКИ</u>
<i>
Так обосновано экономически и продуманно технически завершилось строительство в Одессе фуникулёра. Вскоре на рельсы стали два вагончика, вместимостью в 25 человек (а в час пик и все 125). Рельсовая линия была одна. В середине пути под специальным смотровым мостиком вагончики разъезжались. Так что, мостик был необходим. На нём всегда собиралось множество любопытных в надежде, что однажды случится чудо, и вагончики не разъедутся, а столкнутся. Но Пятницкий недаром ездил в Париж и всё детально продумал. Чтобы транспортные средства не столкнулись, подавались сигналы встречному вагону. Сигнал подавался звоном и светом. Но если свет не доходил, а звук не долетал, то во встречный вагончик сигнал дублировался камнем, который если долетал, то всегда доходил. Действовала такая сигнализация безотказно, и вагончики так ни разу и не столкнулись.

Кроме того, были приняты особые меры предосторожности: внизу открылась нотариальная контора, где любой желающий мог перед тем, как сесть в вагончик, составить завещание. С тех пор если не отъезжающие, то уж, во всяком случае, их родственники чувствовали себя спокойно.

8 июня 1902 г. после восторженных речей представителей Императорского Технического Общества первые пассажиры заполнили вагоны, и началось движение по линии Бульвар — Приморская улица. Радости одесситов не было предела. Все мечтали проехаться на фуникулёре, тем более что вниз стоило 2 копейки, вверх 3 копейки (но кто же ездит вниз, когда спуститься по Гигантской лестнице — одно удовольствие). Несмотря на то, что длина дороги составляла всего 130 метров, бывалые пассажиры каждый раз уточняли у дежурной:

— Мадам, а кормить в пути будут?

На что бывалая мадам отвечала:
— Мы подаём только чай, но моя свекруха испекла пирожки, пальчики оближите. У её пирожков и фуникулёра как раз круглая дата — им по пять лет, хотя с первого взгляда и не скажешь.

Но опытные одесситы отправлялись в путь не с пустыми руками. Так что в вагонах всегда было чем закусить и уж, конечно, чем горло промочить. Так могли после этого одесситы не полюбить фуникулёр? Но, к сожалению, не все власти также полюбили эту частичку городской истории. Периодически фуникулёр прикрывали, а в 1970 году и вовсе снесли, возведя на его месте эскалатор. Говорят, просто в Одессе решили строить метро, но дальше эскалатора дело не пошло.

К счастью, в Одессе нашёлся мэр, который понял, что городу надо бы вернуть «прикрытую» достопримечательность. Тогда пришлось прикрыть и этого мэра. Но, видимо, нельзя лишить Одессу уникального вида транспорта, который не в состоянии «доить» даже одесское ГАИ.

И что примечательно: в июне у него очередной день рождения. Вот с рождения он и выполняет благородную миссию: поднимает приезжающих в город гостей до уровня одесситов. То есть всякий, воспользовавшийся фуникулёром, может почувствовать себя одесситом. Но, главное, это был первый мобильный транспорт в Одессе. На старом фуникулёре стояла машина, которую создал Сименс, чьи мобильные телефоны сегодня в карманах у многих из нас. Вот вам и залог мобильности одесского фуникулёра.

Валентин Крапива
</i> 
◖◗
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

http://o1.ua/articles/legendy-samyy-mobilnyy-v.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий