❀
❃ ❁ ❋
<u>НАТАЛЬЯ
ГОРБАНЕВСКАЯ </u>
<i>
Мы встретились с Н.Г. в начале июня 2013 года, чтобы
записать интервью для будущего фильма об Иосифе Бродском. Заготовок за
несколько лет накопилось гораздо больше, чем в итоге вместит любой хронометраж.
Предлагаемые в годовщину ухода Н.Г. фрагменты — попытка предоставить слово ей
самой, продлив эффект ее земного присутствия.
Парижская ее квартира могла запросто сойти за московскую —
книги, картины, кофейник, матрасик на полу. Она непрерывно курила и следила,
чтобы я не забывал о специально купленных ею в кондитерской на углу любимых
пирожных.
Наша встреча совпала с чем-то вроде дня открытых дверей,
когда в парижском округе, где обитала Н.Г., небольшие музеи, театральные и
художественные студии работают в режиме свободного доступа. Акция предназначена
не для туристов, которых тянет поближе к Елисейским Полям, а для местной
публики, интересующейся культурным ландшафтом периферии, — в такие дни можно
зайти в соседнюю галерею и по-свойски выпить с хозяином кофе. Сын Н.Г.,
художник Ярослав Горбаневский (Ясик — как неизменно с нежностью звала его
мать), тоже участвовал в этом проекте, и Н.Г. пригласила прогуляться до
мастерской сына вместе — ей очень хотелось посмотреть на его новые работы, и
она не скрывала испытываемой за него гордости.
По пути в мастерскую Ясика ей вдруг стало плохо, она
сказала: «Надо подышать, а то мы разбежались» (бежала, на самом деле, она, а я
только поспевал рядом). Мы постояли, прислонившись к ограде. Она легкомысленно
показала на перекресток: «А вот здесь несколько лет назад меня задавила машина.
Но я — легкая, поэтому, к счастью, только перевернулась в воздухе и пошла
дальше».
Как раз накануне визита Ясик приобрел новый гравюрный
станок. Камера у меня была под рукой, и я попросил разрешения хозяина
мастерской поснимать Н.Г. внутри — без всякой определенной цели: мне просто
невероятно понравилась фактура.
Мы вряд ли могли представить, что это будут одни из
последних кадров Н.Г.
Юрий Левинг
❧
❖
<i>
Господи, Господи, ночь и туман
на них опустились.
Господи, что даровал ты нам,
кроме бессилья?
Кроме свободы голос срывать:
«Вольна Польска!»
и сквозь кордоны атаковать
двери посольства.
Крик мой, хрип мой жалок и тих:
«Сестры и братья!»
Видно, Господь чересчур возлюбил
эту равнину.
Видно, у Господа Бога для них
– то же, что Сыну, –
нету иных проявлений любви,
кроме распятья.
</i>
❖ ❦ ❖ ❥
❧
❖
Комментариев нет:
Отправить комментарий