<b> Дела
давно минувших дней… </b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
░ <i> ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ</i>
<b> Две жизни,
две смерти Исаака Иткинда </b>
⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘
Эдуард Тополь
Такие бродили вокруг
бывших мест своего заключения или ссылки и искали тут работу. И все они, по их
словам, были до ареста знамениты. В Алма-Ате их было в тот, 1956 год
наводнение. Из карагандинских шахт, из медных рудников Джезказгана, из лагерей
Актюбинска…
Маленький, бездомный, похожий на гнома старик упросил
директора Алма-Атинского театра взять его на работу рисовать декорации и
размалевывать задники. Он сказал, что теперь, когда с него сняли звание «врага
народа» и запрет жить в больших городах, он все равно не поедет в Москву или
Ленинград — не к кому. А здесь, в Казахстане, он уже привык, обжился. И
директор театра принял его на должность маляра с окладом 60 рублей в месяц и
даже предоставил ему «жилье» — топчан под театральной лестницей, где обычно
грелась у печки театральная вахтерша Соня Ефимовна…
Два года старик лазил
по театральным стремянкам, размалевывал задники и декорации для спектаклей по
эскизам местного художника.
А в свободное от
работы время бродил по окрестностям Алма-Аты и на попутных грузовиках и
самосвалах приволакивал в театральный подвал огромные пни и коряги. Вскоре все
алма-атинские водители грузовиков знали, что в городском театре есть какой-то
старый чудак, который за деревянную корягу или пень дает три рубля на бутылку
водки. Само собой, пни и коряги стали прибывать в театр чуть не со всего
Казахстана. И по ночам Исаак Иткинд, вооружившись резцом, молотком и стамеской,
спускался в подвал и принимался за работу. Никто не мешал ему, никто, кроме
вахтерши театра Сони Ефимовны, не слышал стука его молотка по резцу. И только через
два года новый молодой художник театра заглянул в подвал и ахнул: здесь стояли
два десятка уникальных деревянных скульптур, сделанных наверняка крупным, если
не великим мастером.
Художник спросил у
старика, как его фамилия, и вспомнил, что слыхал эту фамилию в художественном
институте на лекциях по истории советского изобразительного искусства. Конечно!
Это же была знаменитая в тридцатые годы тройка скульпторов по дереву —
Коненков, Эрьзя и Иткинд. Коненков жив, он стал академиком, Эрьзя умер, а Иткинд…
Так в Казахстане
«опять» нашли Исаака Иткинда.
Молодые художники Алма-Аты потянулись в театральный подвал
поглазеть на воскресшую из мертвых знаменитость. Молодой и деятельный казахский
поэт Олжас Сулейменов и еще несколько известных писателей и художников стали
хлопотать, чтобы старика приняли в Союз художников, а затем… затем к Иткинду
пришла слава. Правда, слава местного, казахского, масштаба.
То было время
освоения целинных земель. Хрущев объявил, что через двадцать лет СССР догонит и
перегонит Америку по производству зерна, молока и мяса на душу населения.
Особую роль в этой гонке он отвел освоению диких целинных земель Казахстана,
куда были брошены несколько миллионов молодых рабочих и миллиарды рублей. По
замыслу Хрущева целинные земли Казахстана должны были накормить Россию хлебом.
И поэтому здесь как грибы стали расти новые города и поселки — Целиноград,
Павлодар, Семипалатинск.
Хрущев не скупился на деньги для этих городов, в них возникали
даже свои музеи и художественные галереи. Составителями коллекций и выставок
для этих музеев были молодые искусствоведы, выпускники Московского и
Ленинградского художественных институтов. Они-то, узнав о воскресшем Иткинде, и
скупали у него скульптуры для своих музеев. Затем Иткинда приняли в Союз
художников Казахстана, он получил премию ЦК Ленинского комсомола Казахской
республики и — даже! — двухкомнатную квартиру на окраине Алма-Аты.
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
❐
Продолжение следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий