<b>Помним</b>
    ✨ ░ ✨ ░ ✨ ░ ✨ ░ ✨
<b>
В Париже, в Люксембургском дворце, в 1900-х годах появилась
скульптура «Бессмертие». Молодой гений умирает у ног ангела смерти, держащего в
руках свиток с именами выдающихся людей, которые оставили этот мир слишком рано,
обретя бессмертие в истории человечества. Среди восьми французских имен — одно
славянское женское имя: Мария Башкирцева
</b>
 ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i><u> </u>
Мария
Константиновна Башкирцева — художница, литератор, мыслитель. Прославилась своим
«Дневником», написанным на французском языке, содержащим трагическую исповедь
женщины, стремящейся стать личностью и обрести славу вопреки эпохе и судьбе.
Мария
Башкирцева, в чьей семье соединились потомки двух старинных южноукраинских
родов, родилась 11 ноября 1860 года под Полтавой, в усадьбе Гайворонцы.
Мария была еще
ребенком, когда ее мать, оставив мужа, переселилась к своему отцу в Харьковскую
губернию. В мае 1870 года Мария с матерью, тетей и дедом отправились в
путешествие по Швейцарии, Австрии, Франции, а в 1872 году семья поселилась в
Ницце. Именно здесь, в 1873 году, в возрасте двенадцати лет Мария начала вести
свой знаменитый дневник.
Большую часть
сознательной жизни Башкирцева прожила в Париже, время от времени выезжая с
семьей в Италию или в Россию — в Москву, Санкт-Петербург, Киев, а также
навестить отца в Гайворонцах.
Систематического
образования Мария Башкирцева не получила, но, будучи незаурядной и волевой
личностью, занималась самообразованием, не только самостоятельно восполняя
недостающие знания, но и оригинально осмысляя их.
В 1873 году она
окончила трехлетний курс лицея за пять месяцев. Мария Башкирцева знала латынь,
древнегреческий и несколько европейских языков. В оригинале читала древних
авторов, изучая историю и философию. Занималась рисованием и пением, играла на
нескольких инструментах: рояле, гитаре, арфе, мандолине. Ей пророчили славу
оперной певицы, но в 1876 году начался туберкулезный процесс, из-за которого
девушка сначала потеряла голос, а потом и слух — в 1880-м. Она была разносторонне
одарена, но судьба, как будто насмехаясь над ее страстным желанием
прославиться, ставила препятствия каждому ее дарованию.
В 1877 году
Мария Башкирцева твердо решила посвятить себя живописи, поступив в мастерскую
Р. Жюлиана в Париже. Р. Жюлиан и Р. Флери были поражены ее работоспособностью.
В 1879 году она оканчивает курс, который был рассчитан на семь лет. В
«Дневнике» неоднократно звучит мысль о том, что у нее очень мало времени, она
ничего не успевает, и нужно торопиться научиться всему. Несколько раз она
выставляла свои работы в Салоне художников (1880 и 1881 годы); известность ей
принесли картины «Жан и Жак» (1883) и «Митинг» (1884). Ее художественное
наследие состоит из 150 картин, 200 рисунков, акварелей и скульптур. Частично
оно было представлено на выставках весной 1885 года в Париже, зимой 1887 года в
Амстердаме и в 1929 году в СССР. Сейчас ее картины находятся в музеях Афин,
Амстердама, Вены, Ниццы, Парижа, Чикаго, а также в музеях Саратова,
Днепропетровска, Красноярска и в Третьяковской галерее.
В последний год
своей жизни Мария, сохраняя анонимность, ведет переписку с Ги де Мопассаном. «Я
проснулась в одно утро, — записывает Мария в „Дневнике“, — с желанием побудить
настоящего знатока оценить по достоинству все то красивое и умное, что я могу
сказать. Я искала и остановила свой выбор на нем». Письма под разными
вымышленными именами написаны ею от лица разных персонажей: восторженная
почитательница, светская дама, учителишка Жорж — образец блестящей литературной
мистификации, проявившей остроумие, артистизм и утонченность Башкирцевой и
обнаружившей цинизм и самовлюбленность Мопассана.
Умерла Мария
Башкирцева в ноябре (как и родилась), в Париже, в 1884 году. В последние дни
жизни она переживала о своем друге, художнике Жюле Бастьен-Лепаже, который
умирал от рака, и о своих неоконченных картинах.
</i>
✨ ✨
<u>Я —
моя героиня </u>
<i>Мне часто
говорят, что я — хорошенькая, но я считаю себя всего лишь миловидной… мне
хотелось бы стать ЛИЧНОСТЬЮ. 1873
… Я сама своя
героиня… было бы странно унижать себя из ложной скромности. Ведь унижают себя
на словах только тогда, когда, в сущности, вполне уверены в своей высоте. 1874
Я знаю человека,
который меня любит, понимает, жалеет, полагает жизнь на то, чтобы сделать меня
счастливою, который готов для меня на все и который никогда не изменит мне,
хотя и изменял прежде. И этот человек ― я САМА. 1876
Что я такое?
Ничто. Чем я хочу быть? Всем. 1876
Женщина, которая
пишет, и женщина, которую я описываю, — две вещи разные… Я записываю,
анализирую!.. Страдают, плачут, радуются моя гордость, мое самолюбие, мои
интересы, моя кожа, мои глаза, но Я при этом только наблюдаю, чтобы записать,
рассказать и холодно обсудить все эти ужасные несчастия, как Гулливер смотрел
на своих лилипутов. 1877
… С кем
посоветоваться? Кто будет искренен, кто сумеет разобрать дело?.. Это опять
будешь ты, мой единственный друг, ты будешь по крайней мере искренна, и ты
любишь меня. Да, я люблю себя, одна я!!! 1883
<u>Я — тщеславна
</u>
Я прежде всего
честолюбива и тщеславна. Приходится сказать, что такое создание любят только
потому, что хорошенько не знают его (!) 1876
Выйти замуж и
иметь детей? Но это может сделать каждая прачка! Но чего же я хочу? О! Вы
отлично знаете. Я хочу славы (!) 1876
Тщеславие!
Тщеславие! Тщеславие!.. Что не произведено тщеславием, произведено страстями. Страсти и тщеславие — вот единственные владыки мира (!) 1876
… Хорошо или дурно
я делаю, бросая мою молодость в жертву своему честолюбию, которое… Словом,
соберу ли я хоть процент с затраченного капитала? 1883
<u>
Я — моя надежда
</u>
Я хотела бы
обладать талантом всех авторов, вместе взятых, чтобы выразить всю бездну моего
отчаяния, моего оскорбленного самолюбия, всех моих неудовлетворенных желаний.
1875
Я погружаюсь в
серьезное чтение и с отчаянием вижу, как мало я знаю. Мне кажется, что я
никогда не буду знать все это. Я завидую ученым ― желтым, сухим и противным…
1876
Я ненавижу себя,
потому что не оправдала ни одной из своих надежд. Я обманулась. 1877
<u>
Я — аристократка
</u>
Я аристократка… я
вижу больше прелести в старом шелке, в потерпевшей от времени позолоте, в
сломанных колоннах и арабесках, чем в богатом, но безвкусном, бьющем в глаза
убранстве… одежда должна быть до известной степени небрежна… но между
благородной небрежностью и небрежностью бедности такая большая разница… 1873
Беспорядок в доме
очень огорчает меня; все эти мелочи в службе, комнаты без мебели, этот
видкакого-то запустения, нищенства надрывает мне сердце… Когда все вокруг меня
прекрасно, удобно и богато, я добра, весела, и все хорошо. 1875
… Лучше быть
одетой нищей, чем мещанкой. В конце концов, у меня несчастная натура: мне
хотелось бы гармонии во всех мелочах жизни; часто вещи, которые считаются
элегантными и красивыми, шокируют меня каким-то отсутствием художественности,
особой грации… 1879
Никто не хочет
верить в мою застенчивость, а между тем она легко объясняется избытком
гордости…
Я чувствую
настоящий страх, ужас и отчаяние, когда приходится просить — нужно, чтобы люди
сами предложили мне. 1883
<u>
Я — женщина
</u>
Какое это великое
чувство — сознавать, что тобой восхищаются зачто-нибудь большее, чем наряды.
1873
Обжорство в
женщине ― уродство, но любить хорошо поесть — необходимость, как ум, как
хорошие платья, не говоря уже о том, что тонкая и простая пища поддерживает
свежесть кожи и округлость форм. Доказательство — мое тело. 1876
У меня женского
только и есть, что оболочка, и оболочка чертовски женственная; что же касается
остального, то оно совсем другое. Это не я говорю, потому что я представляю
себе, что все женщины такие же, как я. 1877
Я ничего не прошу,
потому что женщина уже обладает всем, чем должна обладать, но я ропщу на то,
что я женщина, потому что во мне женского разве только одна кожа. 1877
<u>
Я — красива
</u>
Я всегда
предпочитаю верить тому, что приятнее, и потому предпочитаю верить, что я
красива. 1873
Я не дурна собой,
я даже красива, да, скорее красива; я очень хорошо сложена, как статуя, у меня
прекрасные волосы… 1873
Когда я утомлена
или рассержена, я вовсе некрасива, даже скорее безобразна. Я расцветаю от
счастья, как цветок от солнца. 1874
… Я тоненькая,
хотя с вполне развившимися формами, замечательно стройная, пожалуй, даже
слишком, я сравниваю себя со всеми статуями и не нахожу такой стройности и
таких широких бедер, как у меня… 1876
Если я так хорошо
собой, как я говорю, отчего меня не любят? На меня смотрят, в меня влюбляются.
Но меня не любят! Меня, которая так нуждается в любви (!) 1876
<u>
Если Я умру
</u>
Умереть? Это было
бы дико, и однако мне кажется, что я должна умереть. Я не могу жить: я
ненормально создана; во мне — бездна лишнего и слишком многого недостает; такой
характер не может быть долговечным… 1877
Я чувствую
какое-то самоудовлетворение в том, что не показываю и вида, что я больна, но
все это мне совсем не нравится. Это гадкая смерть, очень медленная, четыре,
пять, даже, быть может, десять лет. И при этом делаются такими худыми,
уродливыми. 1880
Я с ума схожу,
думая, что могу умереть в безвестности. Самая степень моего отчаяния
показывает, что это должно случиться. 1880
Жизнь — это мы;
она принадлежит нам, она все, что мы имеем; как же можно говорить, что она
НИЧТО. Но если это НИЧТО, покажите же мнечто-нибудь, представляющее НЕЧТО (!)
1880
Я в очень дурном
расположении духа, взбешена. По всей вероятности, это потому, что я скоро умру;
вся моя жизнь с самого начала и со всеми подробностями проходит передо мной…
1884
Если я умру вдруг,
внезапно захваченная какой-нибудь болезнью!.. Быть может, я даже не буду знать,
что нахожусь в опасности, — от меня скроют это. А после моей смерти перероют
мои ящики, найдут этот дневник, семья моя прочтет и потом уничтожит его, и
скоро от меня ничего больше не останется, ничего, ничего, ничего! Вот что
всегда ужасало меня! Жить, обладать таким честолюбием, страдать, плакать,
бороться и в конце концов — забвение… забвение, как будто бы никогда и не
существовала… 1884
</i>
⇝
Полностью читать ⇝ http://teatre.ua/portrait/ja_maryja_bashkyrtseva_avtoportret/
✨ ✨
✨ ✨
✨ ✨
✨ ░ ✨ ░ ✨
░ ░ ░ ░✨
░✨
✨
───♥♥♥──♥♥──♥♥──♥♥♥♥♥───♥♥♥♥♥♥ ──♥─♥♥──♥♥──♥♥──────♥♥──♥♥ ─♥──♥♥──♥♥─♥♥♥────♥♥♥───♥♥♥♥ ♥♥──♥♥──♥♥♥─♥♥──────♥♥──♥♥ ♥♥──♥♥──♥♥──♥♥──♥♥♥♥♥───♥♥♥♥♥♥
Комментариев нет:
Отправить комментарий