23 нояб. 2016 г.

&emsp;  &emsp;  &emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp;  &emsp;        
<b>
В Париже, в Люксембургском дворце, в 1900-х годах появилась скульптура «Бессмертие». Молодой гений умирает у ног ангела смерти, держащего в руках свиток с именами выдающихся людей, которые оставили этот мир слишком рано, обретя бессмертие в истории человечества. Среди восьми французских имен — одно славянское женское имя: Мария Башкирцева
</b>
&emsp;﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i><u> </u>
Мария Константиновна Башкирцева — художница, литератор, мыслитель. Прославилась своим «Дневником», написанным на французском языке, содержащим трагическую исповедь женщины, стремящейся стать личностью и обрести славу вопреки эпохе и судьбе.

Мария Башкирцева, в чьей семье соединились потомки двух старинных южноукраинских родов, родилась 11 ноября 1860 года под Полтавой, в усадьбе Гайворонцы.

Мария была еще ребенком, когда ее мать, оставив мужа, переселилась к своему отцу в Харьковскую губернию. В мае 1870 года Мария с матерью, тетей и дедом отправились в путешествие по Швейцарии, Австрии, Франции, а в 1872 году семья поселилась в Ницце. Именно здесь, в 1873 году, в возрасте двенадцати лет Мария начала вести свой знаменитый дневник.

Большую часть сознательной жизни Башкирцева прожила в Париже, время от времени выезжая с семьей в Италию или в Россию — в Москву, Санкт-Петербург, Киев, а также навестить отца в Гайворонцах.

Систематического образования Мария Башкирцева не получила, но, будучи незаурядной и волевой личностью, занималась самообразованием, не только самостоятельно восполняя недостающие знания, но и оригинально осмысляя их.

В 1873 году она окончила трехлетний курс лицея за пять месяцев. Мария Башкирцева знала латынь, древнегреческий и несколько европейских языков. В оригинале читала древних авторов, изучая историю и философию. Занималась рисованием и пением, играла на нескольких инструментах: рояле, гитаре, арфе, мандолине. Ей пророчили славу оперной певицы, но в 1876 году начался туберкулезный процесс, из-за которого девушка сначала потеряла голос, а потом и слух — в 1880-м. Она была разносторонне одарена, но судьба, как будто насмехаясь над ее страстным желанием прославиться, ставила препятствия каждому ее дарованию.

В 1877 году Мария Башкирцева твердо решила посвятить себя живописи, поступив в мастерскую Р. Жюлиана в Париже. Р. Жюлиан и Р. Флери были поражены ее работоспособностью. В 1879 году она оканчивает курс, который был рассчитан на семь лет. В «Дневнике» неоднократно звучит мысль о том, что у нее очень мало времени, она ничего не успевает, и нужно торопиться научиться всему. Несколько раз она выставляла свои работы в Салоне художников (1880 и 1881 годы); известность ей принесли картины «Жан и Жак» (1883) и «Митинг» (1884). Ее художественное наследие состоит из 150 картин, 200 рисунков, акварелей и скульптур. Частично оно было представлено на выставках весной 1885 года в Париже, зимой 1887 года в Амстердаме и в 1929 году в СССР. Сейчас ее картины находятся в музеях Афин, Амстердама, Вены, Ниццы, Парижа, Чикаго, а также в музеях Саратова, Днепропетровска, Красноярска и в Третьяковской галерее.

В последний год своей жизни Мария, сохраняя анонимность, ведет переписку с Ги де Мопассаном. «Я проснулась в одно утро, — записывает Мария в „Дневнике“, — с желанием побудить настоящего знатока оценить по достоинству все то красивое и умное, что я могу сказать. Я искала и остановила свой выбор на нем». Письма под разными вымышленными именами написаны ею от лица разных персонажей: восторженная почитательница, светская дама, учителишка Жорж — образец блестящей литературной мистификации, проявившей остроумие, артистизм и утонченность Башкирцевой и обнаружившей цинизм и самовлюбленность Мопассана.

Умерла Мария Башкирцева в ноябре (как и родилась), в Париже, в 1884 году. В последние дни жизни она переживала о своем друге, художнике Жюле Бастьен-Лепаже, который умирал от рака, и о своих неоконченных картинах.
</i>

<u>Я — моя героиня </u>
<i>Мне часто говорят, что я — хорошенькая, но я считаю себя всего лишь миловидной… мне хотелось бы стать ЛИЧНОСТЬЮ. 1873

… Я сама своя героиня… было бы странно унижать себя из ложной скромности. Ведь унижают себя на словах только тогда, когда, в сущности, вполне уверены в своей высоте. 1874

Я знаю человека, который меня любит, понимает, жалеет, полагает жизнь на то, чтобы сделать меня счастливою, который готов для меня на все и который никогда не изменит мне, хотя и изменял прежде. И этот человек ― я САМА. 1876

Что я такое? Ничто. Чем я хочу быть? Всем. 1876

Женщина, которая пишет, и женщина, которую я описываю, — две вещи разные… Я записываю, анализирую!.. Страдают, плачут, радуются моя гордость, мое самолюбие, мои интересы, моя кожа, мои глаза, но Я при этом только наблюдаю, чтобы записать, рассказать и холодно обсудить все эти ужасные несчастия, как Гулливер смотрел на своих лилипутов. 1877

… С кем посоветоваться? Кто будет искренен, кто сумеет разобрать дело?.. Это опять будешь ты, мой единственный друг, ты будешь по крайней мере искренна, и ты любишь меня. Да, я люблю себя, одна я!!! 1883

<u>Я — тщеславна
</u>
Я прежде всего честолюбива и тщеславна. Приходится сказать, что такое создание любят только потому, что хорошенько не знают его (!) 1876

Выйти замуж и иметь детей? Но это может сделать каждая прачка! Но чего же я хочу? О! Вы отлично знаете. Я хочу славы (!) 1876

Тщеславие! Тщеславие! Тщеславие!.. Что не произведено тщеславием, произведено страстями. Страсти и тщеславие — вот единственные владыки мира (!) 1876

… Хорошо или дурно я делаю, бросая мою молодость в жертву своему честолюбию, которое… Словом, соберу ли я хоть процент с затраченного капитала? 1883
<u>
Я — моя надежда
</u>
Я хотела бы обладать талантом всех авторов, вместе взятых, чтобы выразить всю бездну моего отчаяния, моего оскорбленного самолюбия, всех моих неудовлетворенных желаний. 1875

Я погружаюсь в серьезное чтение и с отчаянием вижу, как мало я знаю. Мне кажется, что я никогда не буду знать все это. Я завидую ученым ― желтым, сухим и противным… 1876

Я ненавижу себя, потому что не оправдала ни одной из своих надежд. Я обманулась. 1877
<u>
Я — аристократка
</u>
Я аристократка… я вижу больше прелести в старом шелке, в потерпевшей от времени позолоте, в сломанных колоннах и арабесках, чем в богатом, но безвкусном, бьющем в глаза убранстве… одежда должна быть до известной степени небрежна… но между благородной небрежностью и небрежностью бедности такая большая разница… 1873

Беспорядок в доме очень огорчает меня; все эти мелочи в службе, комнаты без мебели, этот видкакого-то запустения, нищенства надрывает мне сердце… Когда все вокруг меня прекрасно, удобно и богато, я добра, весела, и все хорошо. 1875

… Лучше быть одетой нищей, чем мещанкой. В конце концов, у меня несчастная натура: мне хотелось бы гармонии во всех мелочах жизни; часто вещи, которые считаются элегантными и красивыми, шокируют меня каким-то отсутствием художественности, особой грации… 1879

Никто не хочет верить в мою застенчивость, а между тем она легко объясняется избытком гордости…

Я чувствую настоящий страх, ужас и отчаяние, когда приходится просить — нужно, чтобы люди сами предложили мне. 1883
<u>
Я — женщина
</u>
Какое это великое чувство — сознавать, что тобой восхищаются зачто-нибудь большее, чем наряды. 1873

Обжорство в женщине ― уродство, но любить хорошо поесть — необходимость, как ум, как хорошие платья, не говоря уже о том, что тонкая и простая пища поддерживает свежесть кожи и округлость форм. Доказательство — мое тело. 1876

У меня женского только и есть, что оболочка, и оболочка чертовски женственная; что же касается остального, то оно совсем другое. Это не я говорю, потому что я представляю себе, что все женщины такие же, как я. 1877

Я ничего не прошу, потому что женщина уже обладает всем, чем должна обладать, но я ропщу на то, что я женщина, потому что во мне женского разве только одна кожа. 1877
<u>
Я — красива
</u>
Я всегда предпочитаю верить тому, что приятнее, и потому предпочитаю верить, что я красива. 1873

Я не дурна собой, я даже красива, да, скорее красива; я очень хорошо сложена, как статуя, у меня прекрасные волосы… 1873

Когда я утомлена или рассержена, я вовсе некрасива, даже скорее безобразна. Я расцветаю от счастья, как цветок от солнца. 1874

… Я тоненькая, хотя с вполне развившимися формами, замечательно стройная, пожалуй, даже слишком, я сравниваю себя со всеми статуями и не нахожу такой стройности и таких широких бедер, как у меня… 1876

Если я так хорошо собой, как я говорю, отчего меня не любят? На меня смотрят, в меня влюбляются. Но меня не любят! Меня, которая так нуждается в любви (!) 1876
<u>
Если Я умру
</u>
Умереть? Это было бы дико, и однако мне кажется, что я должна умереть. Я не могу жить: я ненормально создана; во мне — бездна лишнего и слишком многого недостает; такой характер не может быть долговечным… 1877

Я чувствую какое-то самоудовлетворение в том, что не показываю и вида, что я больна, но все это мне совсем не нравится. Это гадкая смерть, очень медленная, четыре, пять, даже, быть может, десять лет. И при этом делаются такими худыми, уродливыми. 1880

Я с ума схожу, думая, что могу умереть в безвестности. Самая степень моего отчаяния показывает, что это должно случиться. 1880

Жизнь — это мы; она принадлежит нам, она все, что мы имеем; как же можно говорить, что она НИЧТО. Но если это НИЧТО, покажите же мнечто-нибудь, представляющее НЕЧТО (!) 1880

Я в очень дурном расположении духа, взбешена. По всей вероятности, это потому, что я скоро умру; вся моя жизнь с самого начала и со всеми подробностями проходит передо мной… 1884

Если я умру вдруг, внезапно захваченная какой-нибудь болезнью!.. Быть может, я даже не буду знать, что нахожусь в опасности, — от меня скроют это. А после моей смерти перероют мои ящики, найдут этот дневник, семья моя прочтет и потом уничтожит его, и скоро от меня ничего больше не останется, ничего, ничего, ничего! Вот что всегда ужасало меня! Жить, обладать таким честолюбием, страдать, плакать, бороться и в конце концов — забвение… забвение, как будто бы никогда и не существовала… 1884
</i>
Полностью читать   http://teatre.ua/portrait/ja_maryja_bashkyrtseva_avtoportret/

         
     
░ ░ ░ ░

──────────── ───────────────────────── ──────────── ───────────


Комментариев нет:

Отправить комментарий