23 нояб. 2016 г.

° ° ˛˚˛ * _Π_____*
˚ ˛ •˛•˚ */______/~\。˚ ˚
˚ ˛ •˛• ˚ 田田 |門           &emsp; &emsp; <b> Истории из истории

Проект Маши Слоним

Японский Шиндлер

 </b><i> В марте 1939 года Тиунэ Сугихара был назначен консулом Японии в Каунасе, а в сентябре Гитлер напал на Польшу, и в соседнюю с ней Литву хлынул поток еврейских беженцев.

Положение их было отчаянным: значительная часть Европы уже была оккупирована, большинство остальных стран запретили им въезд. Одной из немногих лазеек оставался Дальний Восток, но, чтобы туда попасть, нужно было пересечь территорию СССР, а для этого требовалась японская виза.

Однажды июльским утром 1940 года семья консула была разбужена шумом под окнами — у входа в особняк столпились несколько сотен беженцев, умоляя выдать им визы. Однако консул не мог действовать без санкции со стороны японского МИДа. Сугихара трижды посылал телеграмму в министерство и трижды получал запрет на выдачу виз. В конце концов министерство разрешило выдавать визы, но только тем, кто располагал достаточными средствами и у кого было разрешение на въезд в страну постоянной иммиграции.

Консул обсудил ситуацию с женой и детьми. Решение далось непросто: для любого японца нарушить субординацию было немыслимым делом. Сугихара был карьерным дипломатом, которого за невыполнение приказов министерства могли уволить. Он рисковал своей будущей карьерой и благополучием семьи. С другой стороны, кодекс Бусидо предписывает помогать тем, кто просит о помощи. В конце концов решение было принято; Тиунэ и Юкико Сугихара начали выдавать визы всем беженцам без исключения. В нормальных условиях консульство выписывало 300 виз в месяц — теперь Сугихара вместе с женой выдавали такое же количество за сутки. Они работали по 18 часов в течение трех недель. Консул практически не вставал из-за стола — жена приносила ему бутерброды и растирала сведенные судорогой от непрерывного письма руки.

Когда закончились бланки, Сугихара начал выписывать визы от руки. Когда пришлось освободить помещение консульства, супруги Сугихара сняли на три дня номер в гостинице и продолжили выписывать визы там, а потом — в купе поезда на Берлин. Когда вагон тронулся, Тиунэ Сугихара выбросил консульскую печать за окно: ее подобрали беженцы, которые сумели изготовить еще 400 виз с поддельной подписью японского консула.

Уникальный опыт и выдающиеся способности помогли Тиунэ Сугихаре удержаться на своей должности в министерстве до конца войны. Он успел поработать консулом в Праге, Кёнигсберге и Румынии. Однако его проступок не забыли, и в 1947 году он был уволен с дипломатической службы. Жизнь пришлось начинать заново. Сугихара, который когда-то был многообещающим дипломатом с прекрасным будущим, не мог найти никакой работы, кроме нерегулярных переводов. Последние двадцать лет жизни он трудился в экспортной компании.

В 1985 году в Израиле Туинэ Сугихаре было присвоено почётное звание Праведника мира. Несмотря на это, он долгое время был никому неизвестен в своей родной стране. На вопрос о том, что побудило его разрушить свою карьеру, он отвечал: когда ты лицом к лицу с беженцами — стариками, женщинами, детьми, умоляющими тебя со слезами на глазах, то, кроме сочувствия, ничего не остается. Я знал, сказал Сугихара, что в будущем кто-нибудь из министерства обязательно подаст на меня жалобу, но был уверен, что поступаю правильно, потому что в спасении многих жизней ничего неправильного не может быть.

В конце января на экраны вышел фильм «Персона нон-грата». Эта биографическая картина, снятая американо-японским режиссером Селином Глюком, отдает должное малоизвестному подвигу японского дипломата Тиунэ Сугихары, который в годы Второй мировой войны спас от неминуемой гибели более шести тысяч польских и литовских евреев. И если Оскар Шиндлер спасал работников своей фабрики, то «японский Шиндлер» Тиунэ Сугихара сохранил жизнь тысячам совершенно незнакомых людей.

<b>Автор: Ксения Чурмантеева</b>

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий