30 янв. 2017 г.

❉⊱❉⊱❉⊱❉⊱ ❉⊱••
<b>  
Борис Шапиро-Тулин: «История одной любви, или Бобруйск forever»

 ❉⊱❉⊱❉⊱❉⊱ ❉⊱••

Эксклюзивное интервью с известным писателем.
</b>  
В один из воскресных дней я стояла на кухне и разбирала покупки, принесенные из магазина, — рассказывает Ольга Журавлева. — В доме было тихо, и даже маленькое существо породы чихуахуа не тявкало, как обычно, а просто вертелось у ног, пытаясь заглянуть в сумки. Пожалуй только приглушенный звук радио, доносившийся из соседней комнаты, пытался бороться с этой благостной тишиной. Но именно он заставил меня отвлечься на время от покупок и прислушаться – в эфире прозвучало знакомое мне имя: Борис Шапиро-Тулин. Когда я покрутила ручку громкости, то поняла, что в некой студии сидели специалисты по современной литературе и обсуждали недавно вышедшие книги. Про Бориса Шапиро-Тулина было сказано, что ему удалось решить очень сложную задачу — открыть для читателя новый город-миф под названием Бобруйск. Иногда на то чтобы такой город прочно утвердился в литературном пространстве уходят многие годы и требуется серьезнейшая работа нескольких поколений писателей, а вот Борису Шапиро-Тулину, — продолжал говорить приятный женский голос, — это удалось сделать буквально с первой книги. И теперь подобно городу Макондо, прославленного Габриэлем Маркесом возникло еще одно место со своей мифологией, со своими смешными и грустными историями и со своими странными персонажами, которые научились смеяться сами над собой, даже, если это смех сквозь слезы. Признаюсь, я давно уже хотела взять интервью у Бориса Евсеевича, но по разным обстоятельствам наша встреча все откладывалась и откладывалась, а тут такой повод – выход в свет новой книги. Я набрала его номер телефона и в тот же день мы обо всем договорились.

 Вот фрагменты этого интервью.
<i> 
 — Борис Евсеевич, спасибо, что Вы дали согласие на нашу встречу. По-моему первый раз мы пытались договориться о ней еще  полтора года тому назад.
</i> 
 — Да, полтора года — это срок. Но я старался. Все эти полтора года я старался. Но дело в том, что я работал над серией из четырех книг о городе моего детства. Потом появилось издательство «Эксмо», которое выразило готовность выпустить эти книги в свет. И вот появилась первая из них. Называется она «История одной большой любви, или Бобруйск forever».
<i> 
 — Я держу сейчас эту книгу в руках, открываю достаточно интригующую обложку, на которой изображен фрагмент городской бани, и сразу взгляд останавливается на посвящении.
</i> 
 — Да, здесь написано: «Моей любимой, без которой не было бы этой книги». Мне очень хотелось преподнести ей такой подарок. Моя любимая родилась в Москве и до встречи со мной даже не подозревала, что есть такой славный и немного странный город. Тот Бобруйск, о котором рассказывается на страницах книги — это мое своеобразное признание в любви и к этой женщине, и к этому городу, в котором я родился и в котором прожил первые 17 моей жизни. Вы знаете, я раньше никогда не думал, что он когда-нибудь во мне опять аукнется, но жизнь так повернулась, что просуществовав на этом свете уже достаточно долгое время, я вдруг почувствовал, что те бобруйские 17 лет начали давить на меня, словно призывая осмыслить: что же там происходило со мной, и что происходило вокруг меня. Бобруйское житие словно заново начало создавать во мне свое пространство, и это пространство с его красками и запахами с его трагедиями и фарсом, с его мечтами и жесткими реалиями перешло потом в книгу, которая лежит перед Вами.
<i> 
— Нашу беседу мы начали с важного слова — любовь: «История одной большой любви». Вообще, что такое для писателя понятие — любовь?
</i> 
 — Может быть, я скажу банальность, но...Любовь – это не отношения. Любовь – это состояние. Если оно в тебе есть, если ты в себе это состояние сумел каким-то образом сублимировать, если тебе удается довести его до какого-то верхнего предела (словно неким тумблером поднять на соответствующую высоту) – то любовь в конце концов, начинает требовать выхода. Для меня, как для писателя, (может быть для композитора, для художника это как-то по-другому, а может быть, точно так же) – выход для любви, которая тебя переполняет, прежде всего в текстах, которые я пишу.
<i> 
 — Борис Евсеевич, вы ведь не только писатель. Вы и драматург, и поэт, и телеведущий. Наверняка многие помнят Ваши интереснейшие программы, которые в 90-х годах были абсолютными хитами. Я имею в виду «Третий глаз» с Иваном Кононовым. Вам как кажется, это сегодня актуально?
</i> 
 — Я думаю – всему свое время. «Третий глаз» возник тогда, когда открылась возможность поговорить о чем-то таинственном и достаточно сокровенном. Кстати, то, о чем мы рассуждали в программах «Третий глаз», это, как ни странно, тоже имеет корни в моем бобруйском детстве.
<i> 
 — Это каким же интересно образом?
</i> 
 — В том доме, где я жил, совершенно неожиданно появилась одна семья, муж и жена. Муж работал строителем, а жена частенько сиживала на балконе и читала какие-то странные книжки. Так получилось, что наш балкон и балкон этой новой семьи оказались рядом. Было лето между моим 8-м и 9-м классом, и поскольку я никуда на каникулы не уехал, то большую часть времени проводил именно там, на балконе. Мы с новой соседкой вначале просто здоровались, потом познакомились поближе, (она оказалась полькой из Западной Белоруссии) потом я заинтересовался теми непонятными книжками, которые она читала. И эти книжки вызвали во мне целый переворот. Потому что это были книги...

Если говорить современным языком, это были книги по магии. Книги, где были описаны руны, Арканы Таро, и даже китайская нумерология. Моя соседка занималась всем этим совершенно серьезно. Ее отец, еще до войны, был в Польше большим специалистом по всем этим вопросам. А она как бы продолжала его дело, вот так совершенно буднично сидя на балконе, листая странные книги и почему-то зябко кутаясь при этом в белую кружевную шаль. Когда она почувствовала мой интерес к ее занятиям, то потихоньку, очень осторожно, очень дозировано стала эти знания передавать мне.

Потом я пошел работать на завод и одновременно продолжал учиться в вечерней школе. Потом поступил в институт. Потом уехал из Бобруйска. Прошло очень много времени, я занимался разными вещами, в том числе поступил к господину Шатрову на Семинар молодых драматургов. И вот, когда я заканчивал этот семинар, появилась возможность подать на Центральное телевидение заявку к фильму о Михаиле Васильевиче Фрунзе. Для меня в этом тоже была какая-то мистика, потому что в нашем доме, этажом ниже, жил человек, который в подпитии рассказывал, как он сидел в сибирской ссылке с будущим маршалом и даже помогал ему готовить побег. А для пущей важности указывал на шашку, висящую на ковре, которую уже в гражданскую ему якобы подарил Фрунзе. Для нас, мальчишек, это был такой своеобразный привет из прошлого, и я решил, что когда-нибудь обязательно напишу об этом. А тут такой случай…
<i> 
— То есть и этот фильм корнями из Бобруйска?
</i> 
 — Да, как говорил поэт, правда, по другому поводу: «И это все в меня запало и лишь потом во мне очнулась». Мы с моим соавтором Эдиком Вериго написали заявку. Заявка без суча и задоринки прошла все инстанции, что было удивительно совершенно. И потом появился трехсерийный телевизионный фильм «Не имеющий чина».Но это еще не все. Материалы для сценария мы собирали в разных архивах. Фильм хоть и был художественный, но телевизионное начальство требовало, чтобы каждый чих, касающийся жизни Фрунзе, был подтвержден документально. И вот в одном из архивов мне рассказали о письме брата Фрунзе, который писал ему в ссылку (это был 1915-й год как раз накануне побега) что Михаилу высланы деньги, чтобы тот купил ружье для охоты и какие-то Арканы Таро. И вот тут для меня дуга времени замкнулась.

Арканы Таро, которые я когда-то изучал на балконе в своем доме в Бобруйске, и ссыльный в селе Манзурка… У меня на руках была бумага от Отдела культуры ЦК КПСС с тем, чтобы мне для написания сценария оказывали любую помощь во всех архивах. Я, конечно же, с этой бумагой сразу пошел в Спецхран, достал запрещенные по тем временам книги и многое из того, что мне удалось вспомнить, а также подчерпнуть из этих книг, появилось потом в передаче «Третий глаз».
<i> 
 — А начало всему этому — каникулы между 8-м и 9-м классом, балкон, Бобруйск, лето...
</i> 
 — И все это, кстати, есть в книге, которая называется «История одной большой любви, или Бобруйск forever». Там есть Мария Францевна, соседка Мити - одного из героев моей книги. Митя - это, конечно, не я, но зато в сюжете рассказа о нем в полной мере присутствуют отголоски того лета и того балкона, и тех таинственных учений о которых я тогда услышал... Это были не только Арканы Таро и не только руны, это еще была, как ни странно, биография Владимира Ильича Ленина...
<i> 
 — Ваш любимый герой, насколько я знаю.
</i> 
 — (Смеются). Да уж... Моя соседка рассказала мне, каким образом можно просчитывать людей, исходя из цифр, составляющих их биографию, и как можно просчитать Владимира Ильича Ленина. Я это всё сделал, и получились совершенно удивительные вещи, Есть люди, у которых в судьбе возникает вдруг некая цифра, и эта цифра является для них определяющей. У Ленина эта была цифра «7». Как не крути, каждый раз она как чертик из табакерки выскакивала, меняя его жизнь, а иногда и спасая в самых непредсказуемых обстоятельствах.
<i> 
 — Ну, например?
</i> 
 — Пожалуйста. Если вы сложите последовательно цифры, составляющие дату рождения Ленина и дату его смерти, (1870-1924) то получите «7» и «7». А теперь, давайте заглянем в его биографию - 7 числа его отчисляют из университета, он уходит под надзор полиции и становится профессиональным революционером. В ссылке к нему 7 мая приезжает Надежда Константиновна со своей мамой и огромным чемоданном, где были книги и банки с вареньем. Там же они поженились. 7-го он в годы Первой русской революции возвращается в Россию. 7-го числа после ее разгрома бежит из России по тонкому льду Финского залива. 7-го его арестовывают в Поронино \Poronin\ во время Первой мировой войны польские жандармы. Я представляю, как они смотрят на календарь и думают: ну, когда же наступит чертово число «7», чтобы нам, наконец, арестовать этого русского. 7 числа уже в революционном Петрограде Керенский отдает приказ об его аресте, но Ленин успевает укрыться в своем знаменитом шалаше… Их много, семерок, на самом деле. Они абсолютно точно встраиваются в жизнь вождя. Когда я это просчитал, то мысленно снял шляпу перед своей соседкой, а Владимир Ильич стал на некоторое время одним из моих героев. Книжка о нем, которая называется «Адрес явки сообщаю» — первая моя книга — выросла из этого бобруйского балкона. Так что, Бобруйск — forever, Бобруйск — навсегда.

Полностью читать http://7days.ru/entertainment/books/boris-shapirotulin.htm

ིྀ
(¯`v´¯)
`*.¸.** `*.¸.*
.¸¸. *´¯`.¸¸. .¸¸. ~ &nbsp; <i> Бесконечно дорогой друг мой ! С Юбилеем!

Будь здоров и всегда будь! </i>


Комментариев нет:

Отправить комментарий