30 янв. 2017 г.

•ʚįɞ•ʚįɞ<b>  Хрестоматия андеграундной поэзии </b>  ʚįɞ• ʚįɞ•      
<i>
Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис Ларионов рассказывают о представителях литературного подполья 1960–80-х годов и их влиянии на современников и сегодняшних молодых поэтов
<b>
Лев Рубинштейн
р. 1947
</b>   
Окончил филологический факультет Московского педагогического института им. М. А. Шолохова, работал библиографом. Лауреат премии Андрея Белого (1999) и многих других. Тексты переведены на многие европейские языки. В постсоветские времена активно выступает как публицист и эссеист.

Окружение

Рубинштейн — один из основателей московского концептуализма. Наиболее близкий ему автор — Дмитрий А. Пригов, в то же время поддерживает теплые отношения со многими другими неофициальными московскими поэтами и писателями. Входил в клуб «Поэзия», объединявший в 1980-е годы многих неофициальных московских литераторов.

Поэтика

Рубинштейн знаменит так называемыми стихами на карточках — это автор­ский жанр, который изначально выглядел так: на библиотечных карточках записывались краткие отрывки (они могли быть и в прозе, и в стихах), а затем карточки зачитывались и перебирались. Эта практика была почти перформан­сом (жанр, вообще характерный для московского концептуализма). Со време­нем такие произведения стали печататься, и при публикации каждая «карточ­ка» нумеровалась отдельно, но все произведение прочитывалось уже как последовательный и цельный текст. Для всего московского концептуа­лизма центральным был вопрос, кто говорит в поэтическом тексте, и Рубинштейн отвечал на него по-своему: карточка у него функционирует примерно как реплика в театре: каждая новая карточка вводит новое высказывание, но не всегда можно понять, звучит тот же самый голос или уже другой. «Я» у Рубинштейна складывается из гула всех этих голосов, из разрозненных воспоминаний и стихотворных отрывков — из всего того, из чего обычно состоит повседневная жизнь.

Влияние

О прямом влиянии тех форм и способов письма, которые изобрел Рубинштейн, говорить трудно. Однако его стремление проанализировать поэтическое «я», расщепить его на множество звучащих одновременно друг с другом голосов оказалось востребовано и в поэзии 1990-х годов (в постконцептуализме Дмитрия Воденникова и Данилы Давыдова). Поэзия Рубинштейна никогда не была поэзией прямого политического протеста, однако изобретенные им формы высказывания оказались востребованы в политической поэзии 2010-х годов, стремящейся разобраться, какую роль играет «я» в пространстве сталкивающихся друг с другом идеологий (например, у Кирилла Медведева и Романа Осминкина).

Значение

Рубинштейн вместе с другими представителями московского концептуализма снова поставил вопрос о поэтической критике высказывания — о том, каким образом возможна поэзия в условиях, когда современный человек со всех сторон окружен потоками разнообразной (прежде всего идеологической) информации. С точки зрения Рубинштейна, человек сам состоит из этих потоков, и за их пределами его нет. Таким образом, московский концептуа­лизм во многом предсказал цифровую революцию 1990–2000-х годов, когда развитие социальных сетей и новейших средств коммуникации вновь поставило вопрос о том, где пролегает граница между личностью и теми информационными потоками, что ее окружают.

Цитата

«Смена голосов диктуется точно выверенным ритмом поддержанных и обманутых читательских ожиданий. Этот ритм и строит форму. Постоянные ловушки, обманки демонстрируют восприятию его инертность и условность. Это обескураживает читателя, он как-то собирается, готовится угадать следующий ход, внутренне шарахается в поисках верного направления. Не обходится без курьезов. Видимо, такие манипуляции и вызывают смеховой эффект: смеются не столько над текстом, сколько над собой, над собственной эстетической непово­ротливостью. Такая гипотеза объясняет загадочный смех, часто сопро­вождающий чтение текстов вполне трагического звучания. Вообще, в концептуализме определение „смешно“ — критерий качества. Смешно, то есть удачно. И даже не „смешно“, а „весело“. Весело оттого, что игра удается».
Михаил Айзенберг. «Вокруг концептуализма»
Визитная карточка

Тексты Рубинштейна часто включают обрывки стихов, повседневные фразы, выписки из различной литературы, ремарки, напоминающие театральные, и т. п. Кроме того, часто они очень длинные, однако цитировать их нужно целиком, чтобы при чтении создавалось то ощущение звучания множества голосов, к которому стремился поэт.

Кто там в палевом тумане

1.

Кто там в палевом тумане
Приближается сюда

2.

То как тени на экране,
То как воздух и вода.

3.

Кто там в палевом тумане
Устремляется вперед

4.

То в капкане, то в нирване,
То как сам не разберет.

5.

Кто там в палевом тумане
Молвит слово «надо ждать»?

6.

Надо жить, а ждать не надо —
Можно так всю жизнь прождать.

7.

Кто там в палевом тумане
Грезит прямо наяву?

8.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9.

Кто там в палевом тумане
Говорит и говорит

10.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11.

Кто там в палевом тумане
Нам разлуку пропоет

12.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13.

Кто там в палевом тумане
Улыбается, молчит

14.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15.

Кто там в палевом тумане
Непонятно, что и где

16.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17.

Может, в палевом тумане
Мы увидимся с тобой

18.

Среди разочарований
В нашей жизни непростой?

19.

Если в палевом тумане
Вспыхнет хоть одна звезда

20.

Это значит, рядом с нами
Появилася она

21.

…и, зашипев, погасла. Дальше пришлось двигаться на ощупь, в полной темноте…

22.

— А Жуков?

23.

— Был уже разговор…

24.

— И что?

25.

…и, зашипев, погасла. «Вот это номер, — подумал Филичев, — она же последняя…»

26.

— А Коля Покшишевский?

27.

— Ну, еще чего!

28.

— А что такого?

29.

…и, зашипев, погасла. «Это конец», — молнией пронеслось в голове…

30.

— А если Арлазаров?

31.

— Арлазаров? Ты что, еще ничего не знаешь?

32.

— Нет, а что?

33.

…и, зашипев, погасла. По толпе пронесся вздох облегчения…

34.

— Ну а Шапиро?

35.

— У Шапиро же зубы!

36.

— Ой, да — я совсем забыл…

37.

…и, зашипев, погасла. Мы жадно прильнули к иллюминаторам…

38.

— А Поташников?

39.

— Ты еще скажи Сергеенко!

40.

— Ну при чем тут Сергеенко?

41.

…и, зашипев, погасла. Вскоре из отдельных капель соткался настоящий тропический ливень…

42.

— А Гизатулин?

43.

— Гизатулин, говоришь?

44.

— Да, Гизатулин.

45.

…и, зашипев, погасла.
— Я ждал этого, — задумчиво произнес Краузе…

46.

— А Нелли Федоровна?

47.

— Это с ее-то жопой?

48.

— При чем тут жопа? Остряк!

49.

…и, зашипев, погасла. Все, что было дальше, вспоминалось потом какими-то смутными обрывками, как дурной сон…

50.

— Ну хорошо. А Лошак?

51.

— А Лошак уже…

52.

— Да что ты? Когда же это она успела?

53.

…и, зашипев, погасла. Но и тут ребята не сплоховали. На выручку пришел армейский опыт…

54.

— А Николаев?

55.

— Который из них?

56.

— Ну не Славик же!

57.

…и, зашипев, погасла.
— Я же говорил, со мною не пропадете, — осклабился мнимый профессор…

58.

— А Сурен?

59.

— Ну, допустим, Сурен. А еще кто?

60.

— Еще кто? Давай подумаем…

61.

И время пронеслось…

62.

По истеченьи срока
Родилося дитя.
Родилось, улыбнулось,
И время пронеслось…

63.

Родилось, улыбнулось,

64.

И время пронеслось…

65.

По истеченьи срока
Пошло оно гулять.
Гуляло, улыбалось,
И время пронеслось…

66.

Гуляло, улыбалось,

67.

И время пронеслось…

68.

По истеченьи срока
Пришла к нему любовь.
Пришла и улыбнулась,
И время пронеслось…

69.

Пришла и улыбнулась,

70.

И время пронеслось…

71.

По истеченьи срока
Родилося дитя.
Родилось, улыбнулось,
И время пронеслось…

72.

Родилось, улыбнулось,

73.

…например, стул. Стоит, никем не занятый. А сесть на него почему-то все побаиваются…

74.

…или, скажем, яблоня. Цвела вроде бы хорошо, пышно, а вот яблок почему-то нет…

75.

…или, например, одна знакомая. Отличная, между прочим, девка — и симпатичная, и компанейская — а вот нет никого…

76.

…или зеркало. Хорошее зеркало, старинной работы. А никто почему-то в нем сам себе не нравится. Что такое?

77.

И время пронеслось…

1987

Что читать

Лев Рубинштейн на сайте «Вавилон»
Беседа Льва Рубинштейна с Зарой Абдуллаевой // Дружба народов. № 6. 1997
Михаил Айзенберг. Вокруг концептуализма // Арион. № 4. 1995
Алексей Конаков. Рубинштейн политический // Colta.ru. 30 октября 2013 года
</i>

&emsp;  &emsp;&emsp•ʚįɞ•ʚįɞ

Комментариев нет:

Отправить комментарий