✿ღ•ʚįɞ✿ღ•ʚįɞ<b> Хрестоматия андеграундной поэзии </b> ʚįɞ•ღ✿ ʚįɞ•ღ ✿
<i>
Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис
Ларионов рассказывают о представителях литературного подполья 1960–80-х годов и
их влиянии на современников и сегодняшних молодых поэтов
<b>
Лев Рубинштейн
р. 1947
</b>
Окончил филологический факультет Московского педагогического
института им. М. А. Шолохова, работал библиографом. Лауреат премии Андрея
Белого (1999) и многих других. Тексты переведены на многие европейские языки. В
постсоветские времена активно выступает как публицист и эссеист.
Окружение
Рубинштейн — один из основателей московского концептуализма.
Наиболее близкий ему автор — Дмитрий А. Пригов, в то же время поддерживает
теплые отношения со многими другими неофициальными московскими поэтами и
писателями. Входил в клуб «Поэзия», объединявший в 1980-е годы многих
неофициальных московских литераторов.
Поэтика
Рубинштейн знаменит так называемыми стихами на карточках — это
авторский жанр, который изначально выглядел так: на библиотечных карточках
записывались краткие отрывки (они могли быть и в прозе, и в стихах), а затем
карточки зачитывались и перебирались. Эта практика была почти перформансом
(жанр, вообще характерный для московского концептуализма). Со временем такие
произведения стали печататься, и при публикации каждая «карточка» нумеровалась
отдельно, но все произведение прочитывалось уже как последовательный и цельный
текст. Для всего московского концептуализма центральным был вопрос, кто
говорит в поэтическом тексте, и Рубинштейн отвечал на него по-своему: карточка
у него функционирует примерно как реплика в театре: каждая новая карточка
вводит новое высказывание, но не всегда можно понять, звучит тот же самый голос
или уже другой. «Я» у Рубинштейна складывается из гула всех этих голосов, из
разрозненных воспоминаний и стихотворных отрывков — из всего того, из чего
обычно состоит повседневная жизнь.
Влияние
О прямом влиянии тех форм и способов письма, которые изобрел
Рубинштейн, говорить трудно. Однако его стремление проанализировать поэтическое
«я», расщепить его на множество звучащих одновременно друг с другом голосов
оказалось востребовано и в поэзии 1990-х годов (в постконцептуализме Дмитрия
Воденникова и Данилы Давыдова). Поэзия Рубинштейна никогда не была поэзией
прямого политического протеста, однако изобретенные им формы высказывания
оказались востребованы в политической поэзии 2010-х годов, стремящейся
разобраться, какую роль играет «я» в пространстве сталкивающихся друг с другом
идеологий (например, у Кирилла Медведева и Романа Осминкина).
Значение
Рубинштейн вместе с другими представителями московского
концептуализма снова поставил вопрос о поэтической критике высказывания — о
том, каким образом возможна поэзия в условиях, когда современный человек со
всех сторон окружен потоками разнообразной (прежде всего идеологической)
информации. С точки зрения Рубинштейна, человек сам состоит из этих потоков, и
за их пределами его нет. Таким образом, московский концептуализм во многом
предсказал цифровую революцию 1990–2000-х годов, когда развитие социальных
сетей и новейших средств коммуникации вновь поставило вопрос о том, где
пролегает граница между личностью и теми информационными потоками, что ее
окружают.
Цитата
«Смена голосов диктуется точно выверенным ритмом
поддержанных и обманутых читательских ожиданий. Этот ритм и строит форму.
Постоянные ловушки, обманки демонстрируют восприятию его инертность и
условность. Это обескураживает читателя, он как-то собирается, готовится
угадать следующий ход, внутренне шарахается в поисках верного направления. Не
обходится без курьезов. Видимо, такие манипуляции и вызывают смеховой эффект:
смеются не столько над текстом, сколько над собой, над собственной эстетической
неповоротливостью. Такая гипотеза объясняет загадочный смех, часто
сопровождающий чтение текстов вполне трагического звучания. Вообще, в
концептуализме определение „смешно“ — критерий качества. Смешно, то есть
удачно. И даже не „смешно“, а „весело“. Весело оттого, что игра удается».
Михаил Айзенберг. «Вокруг концептуализма»
Визитная карточка
Тексты Рубинштейна часто включают обрывки стихов,
повседневные фразы, выписки из различной литературы, ремарки, напоминающие
театральные, и т. п. Кроме того, часто они очень длинные, однако цитировать их
нужно целиком, чтобы при чтении создавалось то ощущение звучания множества
голосов, к которому стремился поэт.
Кто там в палевом тумане
1.
Кто там в палевом тумане
Приближается сюда
2.
То как тени на экране,
То как воздух и вода.
3.
Кто там в палевом тумане
Устремляется вперед
4.
То в капкане, то в нирване,
То как сам не разберет.
5.
Кто там в палевом тумане
Молвит слово «надо ждать»?
6.
Надо жить, а ждать не надо —
Можно так всю жизнь прождать.
7.
Кто там в палевом тумане
Грезит прямо наяву?
8.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9.
Кто там в палевом тумане
Говорит и говорит
10.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11.
Кто там в палевом тумане
Нам разлуку пропоет
12.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13.
Кто там в палевом тумане
Улыбается, молчит
14.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15.
Кто там в палевом тумане
Непонятно, что и где
16.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17.
Может, в палевом тумане
Мы увидимся с тобой
18.
Среди разочарований
В нашей жизни непростой?
19.
Если в палевом тумане
Вспыхнет хоть одна звезда
20.
Это значит, рядом с нами
Появилася она
21.
…и, зашипев, погасла. Дальше пришлось двигаться на ощупь, в
полной темноте…
22.
— А Жуков?
23.
— Был уже разговор…
24.
— И что?
25.
…и, зашипев, погасла. «Вот это номер, — подумал Филичев, —
она же последняя…»
26.
— А Коля Покшишевский?
27.
— Ну, еще чего!
28.
— А что такого?
29.
…и, зашипев, погасла. «Это конец», — молнией пронеслось в
голове…
30.
— А если Арлазаров?
31.
— Арлазаров? Ты что, еще ничего не знаешь?
32.
— Нет, а что?
33.
…и, зашипев, погасла. По толпе пронесся вздох облегчения…
34.
— Ну а Шапиро?
35.
— У Шапиро же зубы!
36.
— Ой, да — я совсем забыл…
37.
…и, зашипев, погасла. Мы жадно прильнули к иллюминаторам…
38.
— А Поташников?
39.
— Ты еще скажи Сергеенко!
40.
— Ну при чем тут Сергеенко?
41.
…и, зашипев, погасла. Вскоре из отдельных капель соткался
настоящий тропический ливень…
42.
— А Гизатулин?
43.
— Гизатулин, говоришь?
44.
— Да, Гизатулин.
45.
…и, зашипев, погасла.
— Я ждал этого, — задумчиво произнес Краузе…
46.
— А Нелли Федоровна?
47.
— Это с ее-то жопой?
48.
— При чем тут жопа? Остряк!
49.
…и, зашипев, погасла. Все, что было дальше, вспоминалось
потом какими-то смутными обрывками, как дурной сон…
50.
— Ну хорошо. А Лошак?
51.
— А Лошак уже…
52.
— Да что ты? Когда же это она успела?
53.
…и, зашипев, погасла. Но и тут ребята не сплоховали. На
выручку пришел армейский опыт…
54.
— А Николаев?
55.
— Который из них?
56.
— Ну не Славик же!
57.
…и, зашипев, погасла.
— Я же говорил, со мною не пропадете, — осклабился мнимый
профессор…
58.
— А Сурен?
59.
— Ну, допустим, Сурен. А еще кто?
60.
— Еще кто? Давай подумаем…
61.
И время пронеслось…
62.
По истеченьи срока
Родилося дитя.
Родилось, улыбнулось,
И время пронеслось…
63.
Родилось, улыбнулось,
64.
И время пронеслось…
65.
По истеченьи срока
Пошло оно гулять.
Гуляло, улыбалось,
И время пронеслось…
66.
Гуляло, улыбалось,
67.
И время пронеслось…
68.
По истеченьи срока
Пришла к нему любовь.
Пришла и улыбнулась,
И время пронеслось…
69.
Пришла и улыбнулась,
70.
И время пронеслось…
71.
По истеченьи срока
Родилося дитя.
Родилось, улыбнулось,
И время пронеслось…
72.
Родилось, улыбнулось,
73.
…например, стул. Стоит, никем не занятый. А сесть на него
почему-то все побаиваются…
74.
…или, скажем, яблоня. Цвела вроде бы хорошо, пышно, а вот
яблок почему-то нет…
75.
…или, например, одна знакомая. Отличная, между прочим, девка
— и симпатичная, и компанейская — а вот нет никого…
76.
…или зеркало. Хорошее зеркало, старинной работы. А никто
почему-то в нем сам себе не нравится. Что такое?
77.
И время пронеслось…
1987
Что читать
Лев Рубинштейн на сайте «Вавилон»
Беседа Льва Рубинштейна с Зарой Абдуллаевой // Дружба
народов. № 6. 1997
Михаил Айзенберг. Вокруг концептуализма // Арион. № 4. 1995
Алексей Конаков. Рубинштейн политический // Colta.ru. 30
октября 2013 года
</i>
 
   ღ✿ღ•ʚįɞ✿ღ•ʚįɞ✿ღ
Комментариев нет:
Отправить комментарий