<b>Помним</b>
 
 
 
  ❖ ❦ ❥ ❖ ❧ ◥
❤
<b>
     
Александр Володин: «Девушка, налейте мне сто грамм и улыбнитесь»
</b>
  ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
17 декабря
исполнилось 16 лет, как ушел из жизни драматург Александр Володин
Его пьесы «Пять
вечеров», «Старшая сестра», «Дульсинея Тобосская», «С любимыми не расставайтесь»
идут во многих-многих театрах. По его сценариям сняты фильмы «Дочки-матери»,
«Осенний марафон», «Слезы капали», «Осенние колокола», «Настя»...
 
  ❖ ❦ ❥ •
Александр
Моисеевич родился в 1919 году, 10 февраля, в день смерти Пушкина. А этот
разговор состоялся за пару месяцев до его смерти у него дома в Петербурге.
<b>
- Александр
Моисеевич, почему вы один? Где жена, дети?
</b>
- Дети и внуки
мои живут за границей... А жена очень больна. Она в другой комнате - целыми
днями слушает музыку, сейчас в основном Шопена, которого я тоже люблю. Ей 81
год. Мы ровесники. Иногда она просит: Шурик, можно я с тобой посижу? Садится
рядом на диван и смотрит телевизор. Но сейчас на экране совсем другая жизнь,
нам менее интересная... Вот лучше смотреть этот холст (показывает на картину).
Два домика на улице притянулись друг к другу. Окошки-глазки на задних стенах. Я
называю эту картину «ОдиночествЫ». Одиночество двух близких существ...
<b>
- А у двери
магазина видны ящики, а на них - грузчик.
</b>
- У нас рядом
есть задняя дверь такого же магазина. И по ночам, когда бессонница, я одеваюсь
- и туда! Там девочки-продавщицы мне дают маленькую бутылочку водки, потому что
я большую боюсь - боюсь не остановиться. Или там же буфетик. «Сто грамм!
Больше, - говорю, - не давать!» Но мне отвечают: «Вы же еще раз придете,
возьмите с собой!» Я не беру. И опять прихожу. Дома, когда я один пью, немножко
не то. А если продавщица, «девушка-цветок», стоит напротив и смотрит
приветливо, я вроде бы не один.
Общение с теми,
кто меня хоть немного любит, для меня большая радость. Как только на разных
встречах мне дарят цветы (жене моей неинтересны цветы), я ношу все эти букеты в
магазин. Мне подумалось: вот они, мои дорогие девочки, замотанные, дежурят по
12 часов в день, а по ночам тяжело, страшно, и мне жалко их... Я как-то сказал
одной из них: «Вот в XIX веке женщинам целовали руки! Можете вы вообразить, что
вы в XIX веке, и могу ли я поцеловать руку?» И может быть, потом кто-нибудь
увидит и так же поцелует, вместо того чтобы наорать. Под сенью этих девушек в
цвету и живу, мне с ними хорошо! И они все знают: закуска моя - их улыбки! Это
так важно. Когда-то блатная компания в нашем дворе была, я часто мимо них
проходил. И вдруг один обернулся, с какой стати - я его не знаю, он меня не
знает, и говорит: «Успеха вам, батя!» Это очень трогает.
<b>
- А как вы
оказались в Питере? Где родились?
</b>
- В Минске. Я
потом в Москве долго жил и только в 49-м году переехал в Питер. И для меня
московские переулочки, улочки - 1-я Мещанская, 2-я Мещанская, 3-я Мещанская -
до сих пор дороги, Арбат узенький старенький дорог, Гоголевский бульвар... А
здесь, когда приехал, три года один жил и снимал уголки, комнатки. И Петербург
для меня стал Петербургом закоулков, маленьких мрачных полуподвальных комнаток,
Петербургом Достоевского - горьким, жестоким.
...Я в юности
преклонялся перед театром - Чехов, Шекспир, Шиллер... Но я был уверен, что сам
я совершенно бездарный и ничего в театре не могу сделать. А потом подумал: а
что если попробовать, ну, если пьесу... И начал писать что-то такое, которое
для себя назвал «Ложь». Сверху донизу, снизу доверху - все на вранье. Потом
назвал «Фабричная девчонка». И вообще начал писать пьесы. Их запрещали. Но меня
ставили десятки театров, запрещать стало бессмысленно.
<b>
-
Могли бы вы сейчас в Питере написать такие теплые пьесы, как раньше?
</b>
- Нет. Сейчас я
ощущаю, что народное сознание уродливо стало. Это преступная, непорядочная
готовность служить кому-то, за это получать от другого что-то, и так снизу
доверху - от милиции к бандитам, от бандитов к богатым, от олигархов к Кремлю.
Кстати, я очень не люблю Ельцина. Когда есть концлагеря, когда люди умирают,
когда дети голодают, он пляшет перед экраном как первый президент мира. Как-то
я ехал с отставным генералом в поезде, он говорит, что Европу-то мы замочим
сразу, а Америка сама застрелится. Вот это сознание народное - «мы первые, мы
лучшие, мы единственные, а Америка нас обкрадывает!». А зачем же просим у нее
деньги? А Европа тоже обкрадывает, а почему-то опять с протянутой рукой к ним?
Преимущественное количество людей чувствуют и думают, что мы до сих пор лидеры.
Мне кажется, что-то в ближайшем будущем интеллигенция почувствует, что она на
что-то имеет право, а люди перестанут думать, что мы первые из первых, богатые
из богатых. И все постепенно будет меняться к лучшему.
<b>
- Александр
Моисеевич, а писать иногда лучше получается, когда под градусом человек? Уходит
от прозы жизни?
</b>
- Это только
поначалу возникает немного чего-то неожиданного. Но потом перечитаешь и видишь
- какая-то ерунда! Хотя общий посыл правильный. И уже тогда, трезвый, я могу
что-то исправить. Вообще сильно пьяным писать - это такой бред получится...
<b>
- Какой самый
радостный день в вашей жизни?
</b>
Володин
замолчал надолго, почему-то посмотрел в окно, откинулся на диван, опустил
голову, а потом сказал хрипловатым голосом: «Этот день был в 41-м году. Я был
на военной службе в Западной Украине. Мы жили на жестоком сталинском
казарменном режиме. В увольнительные не ходили. Муштра была суровой. Временами
на учениях было так тяжело, что жизнь превращалась в ад... И вдруг объявили войну!
Мы тогда понимали это как нашу свободу. Кричали ура. Неуправляемое счастье
какое-то вырывалось из нас. Представляли себя победителями, марширующими в
разных городах Европы! Мы вырвемся наконец из казарм и увидим мир! Ну а враг...
как-то естественно будет разбит.
Мы помолчали...
Он добавил: «Было очень-очень горько, когда нас начали спешно направлять на
восток. Другим повезло меньше. Война временами - это каторжная, тяжелая
работа».
Полностью читать
http://www.kp.ru/daily/25802/2783199/◄╝
</i>
    ❖ ❦
❥ •
<u>
<i></u>
…есть два вида любви.
Одни думают только о том, что они
могут получить от любимого, а другие — что они могут дать любимому человеку.
◥
А девушки меж тем бегут,
пересекая свет и тьму.
Зачем бегут? Куда? К кому?
Им плохо тут? Неплохо тут.
На них бредущие в обиде.
Завидуют уставшие.
«Бегите, девушки, бегите!» —
кричат им сестры старшие…
Бегите же, пока бежится.
А не снесете головы —
хотя бы память сохранится,
как весело бежали вы…
◥
Я равнодушию учусь.
То выучу урок, то забываю.
Я равнодушием лечусь,
три раза в день по капле
принимаю.
К чему? Во-первых, к суете сует:
и оглянуться не успеешь — съест,
всего дотла, всего по мелочам,
дневная — днем, ночная — по
ночам.
К невзгодам мелким, что рядятся в
беды,
к ушибам, что до свадьбы заживут,
и к самолюбью, что всегда задето,
и к неустройствам, что всегда
гнетут.
К тому, что срок твоих удач
проходит,
пора удач настала для других.
Что ж, солнце так же всходит и
заходит —
не для тебя, так для него, для
них…
Я равнодушию учусь,
глядите в оба.
Вовсю стараюсь, мельтешусь —
трудна учеба.
◥
— Я самоед… Я себя съем.
— Приятного аппетита.
◥
Не делайте вид покорившихся
судьбе.
◥
…Выводятся у нас мужчины. …Будем
искать в других поколениях.
◥
Дружба всегда к чему-нибудь
обязывает.
◥
Обезьяна превратилась в человека,
когда научилась различать, на что надо обращать внимание, на что — нет.
◥
Не могу напиться с неприятными
людьми. Сколько ни пью — не напиваюсь. Они уже напились — а я никак. И чем
больше пью, тем больше их понимаю. И чем больше понимаю, тем противней. Никогда
не пейте с неприятными людьми.
◥
Учитесь не зависеть от недругов.
◥
Еще один день рождения. В детстве
поздравляли старшие, и твоя жизнь становилась для тебя значительной,
праздничной… Старших нет. А поздравления младших не поднимают тебя, как прежде,
в собственных глазах…
</i>
•❥❦❖
Комментариев нет:
Отправить комментарий