6 авг. 2018 г.

.................(\_/)
~..... #####(.)(.)
......\#####/( * )
.......||\\""|||| &emsp;  <b>Ярослав Голованов

Каир.
 </b> <i>  
В Каир мы приехали поздно. Сузи — девушка-гид, в которую жестоко влюбился Игорь Кобзев, говорила: «Справа от вас — великие пирамиды...» Я прижал лицо к окну автобуса, но лишь на мгновение между чёрных древесных кущ промелькнуло что-то громадное, закрывавшее полнеба. Сузи тем же тоном продолжала: «Слева от вас — самый большой ночной клуб Каира...» «А стриптиз тут есть?» — спросил с надеждой «мистер Пай» (Лукницкий Павел Николаевич, писатель, прозвище дала ему жена Вера). «Тут всё есть...» — устало отозвалась Сузи. Улица 26 июля, бывшая Шара-Фуад, отель «Скарабей». Меня поселили с Бархударяном. Номер большой, с двумя роскошными мягкими кроватями, словно созданными для любовных утех. Ванная метров 15, самая большая ванная комната в моей жизни. Перед сном прошёлся по городу. Яркие витрины, неоновый кишечник реклам. И ночью продавали фрукты: яблоки, бананы, груши, манго. На чёрных печках, чем-то напоминающих полевые кухни, обкуривая прохожих дымом, жарили батат.
Египетский музей. По музею мы не шли, а бежали. Запомнилось тревожно-восторженное чувство: всё это настоящее! В маленьком саркофаге клочок чёрных волос. Это были волосы Нефертити. (Правильно: Неферт-Итти — Красавица грядёт). Истина, в которой я, собственно, никогда и не сомневался: она — реальная женщина, она была, существовала 24 столетия тому назад, — обожгла меня: это её волосы!
-----------------------------------------------------------------
2
<i>  
Волосы царицы приносили счастье, их хоронили отдельно. Очень небольшой зал с решётками на окнах, в котором лежат золотые саркофаги Тутанхамона, его удивительной красоты и изящества украшения (понял, как глубоко деградировала бижутерия нашего времени!) и золотая глазастая маска. Всё это постоянно охраняет вооружённый полицейский.
Мечеть Мухаммеда-Али, главная мечеть Египта, стоит на высоком холме. На верхние ярусы мечети допускают женщин. Внизу — только мужчины. Мечеть окружает крепость. Оттуда виден весь Каир.
Базар. Это нечто! Сумки, башмаки, игрушки, фрукты, ткани, тряпки, носки, люстры, брюки, браслеты, кувшины, галстуки, кока-кола, почтовые марки. И все на тебя кричат со всех сторон! И все не просят, а требуют, чтобы ты купил именно у него! Суют тебе апельсины, надевают на тебя браслеты, примеряют на твоей голове фески. Одновременно всё больше проникаешься уверенностью в грядущем неотвратимом обмане. Федя купил носки (подешевле нашёл!) — они порвались в тот же день. «Пай» стал класть «каменный сувенир» в карман, он сломался у него в руке, поскольку он не каменный, а асфальтовый. Тут обман не порок, а норма. Получив деньги, вам смеются в глаза откровенно, нимало не смущаясь, всячески давая понять, что вы — идиот. Постоянный детский крик: «Бакшиш!» Я дал пареньку сигарету. Тут же прибежали ещё двое. Дал и им. Прибежало человек 25. Я понял, что они меня разорвут, и с отчаянием бросил пачку в толпу, как гранату.
Вечером — поезд в Луксор. Двухместное купе. Мы с Бархударяном. У нас с Беллой и Нагибиным общий умывальник, и это обстоятельство настолько нас сблизило, что протрепались до полуночи» Скучаю по Васе (моему сыну), всё думаю, что ему привезти...

--------------------------------------------------------------------------------
3
<i>  
Луксор. Долина царей. Едем на извозчиках в отель «Савой». Опять сувенирщики. За маленькую каменную фигурку довольно топорной работы просят 1,5 фунта (150 пиастров), а отдают за 2 пиастра, потому что цена фигурки — один! Я думаю, что если ему действительно дать 1,5 фунта, он умрёт от разрыва сердца. Наш гид Абуди делает страшные глаза и просит ничего не покупать: «Господа! Они хотят вас обмануть! Ведь все эти скарабеи — ненастоящие!!» Очевидно, он считает, что мы уж совершенно идиоты! В номере по потолку бегали противные белые ящерицы. Я боялся, что они свалятся мне на физиономию, и позвал коридорного. Он меня успокоил, сказал, что это полезные ящерки, которые уничтожают москитов и комаров, и на меня они не упадут. После завтрака — переправа через Нил. Очень жарко.

Долина царей — совсем не такая, какой я её себе представлял. Шоссе со столбами, на которых висят матовые палки ламп дневного света, вдёт среди невысоких белых гор без единой травинки и приводит в маленькую долинку, окружённую такими же горами повыше и покруче. Там — облицованные камнем входы в гробницы. Охрана. Решётки на входах. Гробницы все рядом, буквально в десятках метров друг от друга. Гробница Тутанхамона — самая маленькая, с самой незатейливой росписью. Абуди говорит, что нам очень повезло: ведь это он вместе с Говардом Картером открыл в 1922 году эту гробницу. Он представил в лицах, как было дело: распахнул рукой воображаемую дверь и замер поражённый. Сделал несколько шагов вперёд и снова замер. Мне хотелось расхохотаться: почему-то вспомнил телеграмму Остапа Бендера: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». Абуди закричал по-английски:

— Мистер Картер! Здесь мумия! Здесь чья-то мумия!!

--------------------------------------------------------------
4
<i>  
Получалось уже, что не он присутствовал при открытии Картера, а несмышлёнышу-Картеру посчастливилось быть в тот час рядом с Абуди. Все наши слушали его зачарованно. И верно, он говорил страстно и увлечённо. Осмотрели гробницы Рамсеса VI и Аменофиса II, открытую французами в 1898 году. В последней замечательно расписан 65-метровый коридор, ведущий в погребальную камеру. Сочные, яркие рисунки, а им — 2500 лет. Гробница фараона Сети I — самая старая и самая глубокая (коридор 100 м) — открыта Бальцони ещё в 1816 году. Полностью разграблена, хотя есть ловушка для воров и ложная погребальная камера. Дивный портрет Изиды — богини любви и красоты. Большеглазая такая, ну просто душа твоя вон, какая девчонка!..

Грандиозный храм царицы Хатшепсут. На фресках — все деревья и все звери Африки, включая тех, которых и нет в Египте.

----------------------------------------------------------------------------
5
<i>  
Колоссы Мемнона (название дали греки, которые разглядели в колоссах мифического Мемнона, сына Зари, погибшего под Троей) — это две 20- метровых статуи весом более тысячи тонн каждая. Изображают сидящего фараона Аменхотепа III, при котором могущество древнего Египта достигло вершины. Паломники приезжали сюда, чтобы поклониться фараону, ещё до того, как родился Иисус Христос. Два колосса сидят в нильской воде у самого берега вот уже 3,5 тысячелетия. Мальчишки ловят драной сеткой у их ног рыбу, а они сидят себе как ни в чём ни бывало. А что им? Скольких мальчишек они в прямом и переносном смысле «в гробу видели»? Их создатели утверждали, что они воздвигнуты, «чтобы стоять, пока стоят небеса».
За обедом мы с Юрой Нагибиным решили наградить Абуди бутылкой водки. Он был искренне рад и тут же в ресторане на наших глазах продал её каким-то американцам за 10 долларов. Религия запрещает арабам пить водку. Поэтому ничего глупее, чем приобретение в Одессе ящика водки «для сувениров», придумать было нельзя.
На фото - Тутанхамон в лодке из папируса. Экспонат Египетского музея.

Комментариев нет:

Отправить комментарий