12 апр. 2020 г.

 (̅_̅_̅_̅(̲̲̲̲̲̅̅̅̅̅̅(̅_̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̲̅_̅()~&emsp;  <b>Актерская курилка
</b> <i>
12 апреля, исполнилось 108 лет со дня рождения, артиста необыкновенного таланта и обаяния, невероятного - ЕФИМА КОПЕЛЯНА.
«Я за искусство, которое воспринимается сначала сердцем, потом умом. В роли я ищу, прежде всего, то, что мне самому, как человеку дорого, то, что я чувствую, и что мне лично хочется высказать людям». Так Ефим Захарович, так он и жил, и так работал.
Родился Ефим Захарович 12 апреля 1912 года в городе Речице Гомельской области. В 1929 году он приехал в Ленинград и некоторое время работал токарем на заводе "Красный путиловец". В том же 1929 году Ефим Копелян поступил в Студию при БДТ, и это событие изменило его жизнь. Эта сцена уже не отпустила актёра.
Война застала БДТ на гастролях в Баку. Возвратившись с этих гастролей в Ленинград, Копелян стал актёром "Театра Народного ополчения". В 1943 году одним из первых БДТ вернулся в город на Неве из эвакуации, и вот Копелян снова на сцене легендарного театра.
В 1956 году с приходом Георгия Товстоногова Ефим Копелян становится ведущим актёром БДТ. Кому посчастливилось видеть его на этой легендарной сцене, будут помнить гениального актёра всю свою жизнь. Незабываемы спектакли с участием актёра "Я, бабушка, Илико и Илларион", "Горе от ума", "Пять вечеров"...
Ефим Захарович рассказывал случай, как на заре своей театральной карьеры от огромного волнения вошел на сцене в комнату… через окно, а вышел… через камин. Возможно, это быль. А может, и легенда...
В советские годы в СССР был чрезвычайно популярен французский актёр Жан Габен, и те театральные критики, кто видел спектакли с участием Ефима Копеляна часто сравнивали его с известным актером. 

===== 2
<i>
Действительно, Ефим Захарович, как и Габен, умел выразительно молчать на сцене. Но партнерша Копеляна по спектаклю «Пять вечеров» Зинаида Шарко предложила более радикальный вариант: называть Габена «французским Копеляном».
Голос Ефима Захаровича заслуживает отдельного рассказа: можно без преувеличения сказать, что его знает вся страна! Именно он читал авторский текст в телесериале "Семнадцать мгновений весны". И именно благодаря этой работе он получил всенародное признание и Госпремию СССР. После фильма друзья, в шутку, стали стали почтительно именовать его Ефимом Закадровичем.
И оказывается ещё до "17 мгновений" у него уже были гениальные закадровые голосовые партии, - в документальных лентах: "Люди земли и неба"в 1969-м Семёна Арановича, и "Память" в 1970-м Григория Чухрая , в этом фильме текст был написан поэтом Наумом Коржавиным. Голос звучал, как слово фантастически необходимого человека! Знающего чуть больше чем говорил сам текст.
Увы, Ефим Захарович снимался в кино до обидного мало. Больше он был известен как замечательный театральный актёр, всю свою жизнь посвятивший Большому Драматическому театру. Но Копелян был не только прекрасным, талантливым актером. Он был и хорошим наставником. Однажды молодой выпускник театрального, только недавно пришедший в театр, появился на репетиции «изрядно заряженным алкоголем». Ефим пристально посмотрел, покрутил свой черный ус. А когда это повторилось, отвел в сторону от сцены и такого тумака дал, что у зрелого уже таланта до сих пор аллергия на спиртное.

===== 3
<i>
Каков он в театре, можно понять, посмотрев замечательный документальный фильм Семёна Арановича - "Сегодня премьера", снятый а 1965 году, где Копелян, вместе со всей труппой Товстоногова в БДТ, репетирует "Трёх сестёр" Чехова, постепенно не столько традиционно вживаясь в роль, сколько примеряя её на себя, - современного человека, НЕ простившегося с тем лучшим в 19-м веке, что сделано возможным пережить 20-й, а теперь - доживать в 21-м, сопротивляясь всем формам уничтожения человеческого в себе.
Ефима Копеляна не стало 6 марта 1975 года. Причина смерти - инфаркт миокарда. Провожали его в последний путь плачущие навзрыд ленинградцы, стоявшие по обеим сторонам Фонтанки. Его неожиданный уход был сильным ударом для всех артистов театра. И большим личным горем для Георгия Александровича Товстоногова. Когда Ефим Копелян умер, Товстоногов не мог сказать ни слова на похоронах – расплакался только. А позже произнес:
- Из театра ушла совесть...

Комментариев нет:

Отправить комментарий