27 июл. 2020 г.

6

┏┃┃┃┏┛⋱⋮⋰
━┛━┛┏┛⋯
━┛. . .. .⋰⋮⋱&emsp;<b>Марина Собе-Панек</b>

#очарованные_странники - часть 6.<b> Ромен Роллан и финальные игры </b>
<i>
Самым удачным проектом Кремля был, конечно же, брак Ромена Роллана с Майей Кудашевой.
Из книги американского исследователя Стивена Коха: «Майя Павловна Кудашева была агентом, находившимся в непосредственном подчинении советских секретных служб. Центральный партийный архив в Москве располагает бесчисленными досье, описывающими эпизоды, в которых и известность Роллана, и его принципы были использованы органами, в то время как он изображал "вальс невинности". С того самого момента, как она стала супругой Роллана, Кудашевой удавалось должным образом направлять всякое публичное выступление писателя, в чем она преуспевала до самой его смерти, после которой она унаследовала и легенду о нем, и его архивы».
Ромен Роллан был бриллиантом в коллекции кремлевских пилигримов. Нобелевский лауреат. Всемирно известный писатель. Один из самых активных борцов за мир в Европе, антифашист и гуманист.
Славить Сталина и СССР Ромен Роллан начал еще с 28-го года, с того самого момента, когда начался его роман с Майей и ГПУ. Но вот заманить его в Россию, чтобы он увидел достижения самого гуманного строя на планете своими глазами, не удавалось достаточно долго. Только в 35-ом году 70-летний Нобелевский лауреат, наконец, добрался до страны своей мечты.
Правда 24 июня 1935 года. «Я приехал в Советский Союз, - сказал Ромен Роллан, - чтобы установить более тесный контакт со страной, к которой давно питаю самые дружественные чувства. У вас сейчас осуществляется многое из того, о чем я мечтал еще юношей. Меня интересует индустриальное строительство СССР, его культурные достижения и в особенности рост национальных республик».

===== 2
<i>
К визиту Роллана готовились очень тщательно. Было издано полное собрание его сочинений. В драматических театрах страны шли инсценировки его прозы, а в Большом срочно поставили балет «Кола Брюньон». Но гвоздем программы была запланированная беседа со Сталиным.
Правда 29 июня 1935 года. «28 июня днем состоялась в служебном кабинете товарища Сталина беседа товарища Сталина с Ромен Ролланом. Беседа продолжалась 1 час 40 минут и носила исключительно дружеский и сердечный характер». (ТАСС).
Беседа товарища Сталина с Роменом Ролланом. 28 июня 1935 года.

Ромен Роллан: Недавно был опубликован закон о наказании малолетних преступников старше двенадцати лет. Получается впечатление, что над этими детьми нависла смертная казнь.
Сталин. Этот декрет имеет чисто педагогическое значение. Мы хотели устрашить им не столько хулиганствующих детей, сколько организаторов хулиганства среди детей. Надо иметь в виду, что в наших школах обнаружены отдельные группы в 10—15 человек хулиганствующих мальчиков и девочек, которые ставят своей целью убивать или развращать наиболее хороших учеников и учениц, ударников и ударниц. Декрет издан для того, чтобы устрашить и дезорганизовать взрослых бандитов и уберечь наших детей от хулиганов.
Ромен Роллан. Это верно, это верно.

Сталин: Факт существования СССР, имеет величайшее значение в деле революционизирования рабочих во всех странах мира. Буржуа всех стран знают это и ненавидят СССР животной ненавистью. Именно поэтому буржуа на Западе хотели бы, чтобы мы, советские лидеры, подохли как можно скорее. Вот, например, недавно у нас в Кремле мы обнаружили террористические элементы.

===== 3
<i>
У нас есть правительственная библиотека, и там имеются женщины-библиотекарши, которые ходят на квартиры наших ответственных товарищей в Кремле, чтобы держать в порядке их библиотеки. Оказывается, что кое-кого из этих библиотекарш завербовали наши враги для совершения террора. Мы обнаружили, что эти женщины ходили с ядом, имея намерение отравить некоторых наших ответственных товарищей. Конечно, мы их арестовали, расстреливать их не собираемся, мы их изолируем.
Ромен Роллан. Правильно, очень хорошо. Мне очень стыдно, что я так долго задержал Вас своим присутствием и отнял много времени.
Сталин. Что Вы, что Вы!
Ромен Роллан. Я благодарю Вас за то, что Вы дали мне возможность с Вами поговорить. Я по правде Вам скажу, что для меня это совершенно необычно. Я никогда нигде не был так хорошо принят, как здесь».
Последними из западных пилигримов, удостоенных чести беседовать с вождем, стали Рафаэль Альберти и Мария Тереса Леон. Они бежали из Испании в Аргентину после того, как к власти пришел Франко, и лучше других, наверное, понимали, что такое зарождающийся в Европе фашизм.
Сталин принял их в марте 1937 года. Молодые испанские литераторы острых тем не затрагивали, каверзных вопросов вождю не задавали. Сталин покорил своих гостей знанием современной испанской литературы.
В своем отчете о встрече с вождем, испанцы назвали Сталина широко мыслящим и образованным государственным деятелем.

И вновь оставалось только удивляться, почему и эти молодые прогрессивные умные люди мгновенно ослепли, едва их подвели к трону. Почему не увидели они реальной обстановки в Советской России. Почему ни слова не сказали о репрессиях.

===== 4
<i>
Юрий Мамлеев: «...писатели которые приезжали в Советский Союз, знали кое-что о репрессиях. Это полностью невозможно было скрыть, но видимо они закрывали на это глаза. Во-первых, они не знали полных масштабов этих репрессий, во-вторых, они просто закрывали глаза, считая, что это неизбежная мрачная сторона любых революций, потому что революция означало - кровь, тем более сами большевики убеждали их, что мы окружены врагами, вокруг нас враждебные страны, внутри тоже самое есть - мощная оппозиция, поэтому репрессии неизбежны».
Есть и еще одна причина массовой слепоты европейских интеллектуалов, приезжавших в Советский Союз в тридцатых годах. Это их ненависть к фашизму, ненависть к Гитлеру. А еще и умело срежиссированная советская пропаганда.
Мастерски выстроенная ложь, поддержанная во всем мире Коминтерном, ослепляла и оглушала многих здравомыслящих людей.
Впрочем, большинство их них заблуждалось только потому, что хотело заблуждаться. Правда разрушила бы их собственные иллюзии. Вероятно, поэтому они не видели даже то, что лежало на поверхности. И не слышали даже те слова, которые громко произносились с самых высоких трибун.
Из выступления Сталина на 17 съезде партии. 26 января 1934 года: «Конечно, мы далеки от того, чтобы восхищаться фашистским режимом в Германии. Но дело здесь не в фашизме, хотя бы потому, что фашизм, например, в Италии, не помешал СССР установить наилучшие отношения с этой страной…»
В тридцать седьмом году поток паломников к кремлевскому трону иссяк. Сталину надоело играть с европейскими писателями в образованного и мудрого вождя. Да и смысла в этих интеллектуальных играх больше не было. Потому что курс на сближение с нацистской Германией уже был взят. И даже, наверное, намечен на карте Европы. В районе Польши, Молдавии, Прибалтики…

Комментариев нет:

Отправить комментарий