26 авг. 2020 г.

▄▀▀▄
В 1948 году было опубликовано постановление Политбюро, в котором Шостакович, наряду с Прокофьевым, Хачатуряном и другими композиторами, был обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве», профнепригодности, «пресмыкательстве перед Западом» и лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен, его произведения перестали исполнять на концертах. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов.
В том же 1948 году Шостакович начал писать не предназначенную для публикации сатирическую пародийную музыкальную пьесу «Антиформалистический раёк» на собственный текст, где высмеивал официальную критику «формализма» и высказывания Сталина и Жданова об искусстве.

***<i>
"..у нас под Петербургом, в поселке Комарово, была дача. Это не наша собственная дача, родители арендовали ее у дачного треста Комарова. И мы жили на этой даче тогда, когда разразился этот страшный 1948 год, когда на отца обрушилась вся эта жуткая критика.. Там, по финской традиции, у нашего дома не было заборов, и через наш участок проходили люди из дома отдыха госучреждения. Это госучреждение была прокуратура советская. И вот они, прокуроры, когда они проходили мимо нашей дачи, они кричали: "Эй, формалиста! Выгляни сюда, покажи свою антинародную морду!"
Я очень помню это тяжелое время для моего отца. Он тогда же, в 1948 году, сочинил вокальный цикл из еврейской народной поэзии - довольно такая суровая музыка. <..> Когда был убит Михоэлс (он же был убит "сталинскими соколами"), было время дела "врачей-убийц".
И так как вся семья оказалась под ударом, мой отец был готов удочерить дочку Вайнберга и Натальи Соломоновны, потому что он опасался, что и Наталья Соломоновна, и Моисей Вайнберг попадут в лагерь. Но, к счастью Сталин умер, и этого не случилось - отменили все эту антиеврейскую акцию "врачей-убийц".

===== 2
<i>
В 1949 году власти хотели отправить Шостаковича в США. Это был Конгресс в защиту мира... И он отказался. И потом Сталин ему позвонил…
хотел его туда послать, как своего гонца. Он позвонил, а папа сказал, что плохо себя чувствует, и он говорит: "Как я туда поеду, когда моя музыка запрещена? А меня будут про это спрашивать, а что я буду отвечать, если она запрещена, если меня будут спрашивать о моей музыке?"
Сталин сказал: "Вы говорите, что вы себя плохо чувствуете. Что, плохие врачи вас лечат?" Он говорит: "Я вас прикреплю к какой-то там правительственной поликлинике". После этого было какое-то короткое временное затишье в смысле давления на него. Потом периодически оно возникало снова.
У него была болезнь нервов. И он очень от этого страдал. Под конец жизни даже писать не мог. Он чашку чая не мог держать правой рукой. Вся правая сторона была подвержена этой болезни страшной. Это известная болезнь (скорее всего, БАС - боковой амиотрофический склероз). При жизни, которую мой папа вел, это, конечно, не исключено, что это на фоне этих страшных нервных потрясений, которые всю его жизнь были вокруг него. Это все его близкие друзья, которые cгинули в советских лагерях. Муж его сестры (Марии Дмитриевны) погиб в лагерях. Бабушка моя, по линии матери, была тоже сослана. Не говоря уже о его друзьях - каждый второй человек был подвержен сталинским репрессиям."
<b>
Максим Шостакович </b>
Фрагмент интервью, 2018

Комментариев нет:

Отправить комментарий