26 авг. 2020 г.




✿.¸¸♨¸.✿‿♨.•*´¯✿♨
<i>
"Ещё не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный".
</i>
В ночь на 26 августа 1921 года был расстрелян Николай Гумилёв – поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, герой Первой мировой войны.
<i>
"Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога".
</i>
Свое первое четверостишие Гумилев написал в шесть лет, а уже в 16 было опубликовано одно из его самых известных стихотворений — «Я в лес бежал из городов…».
С 1906 года поэт жил в Париже. Там он слушал лекции по французской литературе, изучал живопись и много путешествовал. Он также издавал литературный журнал «Сириус», в котором дебютировала Анна Ахматова.
Интересно, что Гумилев не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций и привез в Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.
В 1912 году Николай Гумилев заявил о появлении нового художественного течения — акмеизм. В том же году акмеисты открыли собственное издательство «Гиперборей» и выпустили одноименный журнал.
После начала Первой мировой войны поэт записался добровольцем в армию. Вместе с Николаем на войну ушел его брат Дмитрий Гумилев. В 1916 году вышел сборник «Колчан», в который вошли стихотворения на военную тематику. 28 марта того же года поэт героем вернулся в Россию.

===== 2

3 августа 1921 года Гумилев был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». 24 августа вышло постановление о расстреле участников «Таганского заговора». Гумилев и еще 56 осужденных были расстреляны в ночь на 26 августа. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно.
В 1992 году дело было признано сфабрикованным и все осужденные по делу «Петроградской боевой организации», в том числе Николай Гумилев, были реабилитированы.
---------
<i>"Лишь одно бы принял я не споря —
Тихий, тихий золотой покой
Да двенадцать тысяч футов моря
Над моей пробитой головой"
</i>
Свидетель гибели Гумилёва (чекист) : <i>"Да... Этот ваш Гумилёв - нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докурил папиросу... Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из Особого отдела произвёл впечатление. Пустое молодечество, но всё-таки крепкий тип. Мало кто так умирает. Что ж, свалял дурака. Не лез бы в контру, шёл бы к нам, сделал бы большую карьеру. Нам такие люди нужны..."</i>
В ЧК он держался мужественно, на вопрос конвоира, есть ли в камере поэт Гумилёв, ответил:
<i>
- Здесь нет поэта Гумилёва, здесь есть офицер Гумилёв.
</i>
На стене камеры Кронштадской крепости, где последнюю ночь перед расстрелом провёл Гумилёв, были обнаружены нацарапанные стихи.
<i>
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград...
И горит на рдяном диске
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.
Я не трушу, я спокоен,
Я - поэт, моряк и воин,
Не поддамся палачу.
Пусть клеймит клеймом позорным -
Знаю, сгустком крови черным
За свободу я плачу.
Но за стих и за отвагу,
За сонеты и за шпагу -
Знаю - город гордый мой
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезёт меня домой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий