7 авг. 2020 г.


✔✔


⡗⡘⡙
   ⡗⡘⡙

&emsp;  <b> Вера Соколинская </b> 
<b> 
7 августа 1921 года, в 10.30 утра в Петрограде в возрасте 40 лет умер великий русский поэт Александр Блок.</b> 
Со смертью Блока канула в Лету целая эпоха. По словам Евгения Замятина, «ушел последний поэт-дворянин, весь из Невы, из тумана белых ночей, Медного всадника»…
«Жизнь изменилась (она изменившаяся, но не новая, не nuova), вошь победила весь свет, это уже совершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы» - пишет Блок в дневнике.

И от поэзии к справкам, постановлениями и др. документам.

СПРАВКА
Из материалов архивного фонда УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и области:
<i>
Блок Александр Александрович, 1880 г. р., дворянин, служил в Комиссариате народного Просвещения председателем Репертуарной секции, проживал по адресу: Петроград, Офицерская ул., д. 57, кв. 21, был арестован 15 февраля 1919 года Чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при Союзе Коммун Северной области за принадлежность к партии левых эсеров. </i>

В своей записной книжке Блок 15 февраля писал:
<i>
«Вечером после прогулки застаю у себя комиссара Буллацеля и конвойного. Обыск. Арест. Ночую в компании и ожидании допроса на Гороховой».
</i>
Следующая запись сделана 16 февраля:
<i>
«Допрос у следователя Лемешова около 11 часов утра. Около 12-ти перевели в верхнюю камеру. [Чердак]. День в камере. Ночь на одной койке с Штернбергом. В 2 часа ночи к следователю Байковскому...» [второй допрос]...»</i>

===== 2

17 февраля 1919 года Блок А.А. за недоказанностью обвинения из-под стражи освобожден. Помогли хлопоты М.Ф.Андреевой и Луначарского.

В письме к Н.А.Нолле-Коган, вскоре после возвращения домой с Гороховой, Блок писал:
<i>
«...просто какая-то глубокая усталость, доходящая до апатии временами [...] Чувствуя все время [каждый день] мундштук во рту [воинская повинность], обыски, Гороховая... Я не мог бы, если бы и не хотел устать...»
</i>
Голод, «ежесекундное безденежье, бесхлебье», уплотнение, зимой 1920 у Блока началась цинга.
Врач Кремлевской больницы Александра Юлиановна Канель: «сильное истощение и малокровие, глубокую неврастению, на ногах цинготные опухоли и расширение вен, велела мало ходить, больше лежать, дала мышьяк и стрихнин» (!).

Подали прошение об отправке Блока на лечение за границу, Горький и Луначарский взялись хлопотать…
*
Записка начальника Особого отдела ВЧК В.Р.Менжинского председателю Совнаркома В.И.Ленину
11 июля 1921 года
<i>
«Блок натура поэтическая; произведет на него дурное впечатление какая-нибудь история, и он совершенно естественно будет писать стихи против нас. По-моему, выпускать не стоит, а устроить БЛОКУ хорошие условия где-нибудь в санатории».
С ком[мунистическим] пр[иветом] В.МЕНЖИНСКИЙ.
*
Постановили: “Отклонить. Поручить Наркомпроду позаботиться об улучшении продовольственного положения Блока”.
*
30 июня 1921 года
В Иностранный отдел ВЧК
На № 5937/с от 28/VI сообщаю, что ЦК согласен на внесение в Оргбюро вопросов о выезде литераторов за границу в тех случаях, когда ВЧК находит это нужным. </i>

===== 3


*
Письмо начальника Иностранного отдела ВЧК Я.Х.Давыдова Первому секретарю ЦК РКП(б) В.М.Молотову

28 июня 1921 года
Сов[ершенно] секретно. В[есьма] срочно.
В ЦК РКП, тов[арищу] МОЛОТОВУ
<i>
В ИНО ВЧК в настоящий момент имеются заявления ряда литераторов, в частности Венгеровой, БЛОКА, Сологуба — о выезде за границу.
Принимая во внимание, что уехавшие за границу литераторы ведут самую активную кампанию против Советской России, и что некоторые из них, как БАЛЬМОНТ, КУПРИН, БУНИН, не останавливаются перед самыми гнусными измышлениями — ВЧК не считает возможным удовлетворять подобные ходатайства.
Если только у ЦК РКП нет особых соображений, чтобы считать пребывание того или иного литератора за границей более желательным, чем в Советской России, — ВЧК с[о] своей стороны не видит оснований к тому, чтобы в ближайшем будущем разрешать им выезд.
Во всяком случае, мы считали бы желательным разрешение подобных вопросов передавать в Оргбюро.
Для иллюстрации вышесказанного при сем прилагается копия письма тов[арища] ВОРОВСКОГО из Рима?
Нач[альник] Ино[странного] отдела ВЧК Я.ДАВЫДОВ </i>
Вся официальная переписка: ссылка (удалена)
<i>
«Умирал он мучительно. Сердце причиняло все время ужасные страдания, он все время задыхался. К началу августа он уже почти все время был в забытьи, ночью бредил и кричал страшным криком, которого во всю жизнь не забуду...».</i>
Врачебный диагноз - эндокардит, Чуковский, Соловьев и другие друзья поэта были убеждены, что Блок был отравлен спецслужбами. (Впоследствии Ионов, пытавшийся расследовать причины смерти Блока, был приговорен к расстрелу. Ссылка (удалена)

Сам же Блок незадолго до смерти сказал: <i>«Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем».

Комментариев нет:

Отправить комментарий