20 нояб. 2021 г.

 ✔✔

_██_

‹(•¿•)›

..()

.../ I&emsp; &emsp;  <b>Михаил Мишин</b>

<i>

ВО СЛАВУ МЕРЫ

В одну реку нельзя войти дважды.
Особенно, если река утекла.
Литература стояла на трёх китах. Писатель – издатель – читатель. Первый сочинял,
второй публиковал, третий листал страницы.
Так было. Так не будет.
Гутенберг изобрёл книгопечатание - Цукерберг его отменил.
Три кита теперь плещутся в одном флаконе. Книжная лавка не нужна, типография
не нужна, писателей больше, чем читателей, и каждый сам себе первопечатник. С утра
накарябал на айфоне "Войну и мир", днём выложил в сеть, вечером начал карябать
"Анну Каренину".
Триумф самообслуживания – в литературе, в музыке, везде. Удобств масса, обретений куча. Побочный эффект один – утрата шкалы.
Прежде была градация способностей – маленькие, средние, явные, несомненные,
и необычайные, переходящие в талант. Таланты имели свою калибровку – яркий, редкий, дивный, несравненный, неувядаемый и признанный за границей. Сегодня тонкости отброшены, нюансы упразднены. Обыкновенных нет, способных нет, одарённых нет.
Куда ни плюнь - гений.
- Вы читали? Он написал: "Хорошая погода — это хорошо!" Гениально!
- Слыхали её новую песню? "Ты в мои попался сети, у нас скоро будут дети!" Гениально!
В природе количество переходит в качество. У нас качество расплющено количеством. Главный конвейер гениев – телевидение. Особенно эти остроумные шоу, где один поющий выступающий прикидывается другим поющим выступающим, после чего прикидывающееся потрясённым жюри назначает гениями обоих.
В кино гений - каждый третий, в театре - каждый второй, в юморе – каждый первый.
Они друг друга так и объявляют: гениальный стендапер Димон. Стендапер –

----- 2
<i>
звук этого английского слова вызывает у нашей аудитории смутные ассоциации с проблемами кишечника, но когда Димон открывает рот, ассоциации перестают быть смутными.
Главная черта конвейерных гениев – гигантское уважение к себе. Они всерьёз говорят: "мои произведения", "моё искусство", "моё творчество". У Пушкина творчество,
и у Глаши творчество. Правда, у Пушкина всё ещё впереди, а Глашу уже трудно вылечить.
Гениальный пост, гениальный клип, гениальный твит.
Затрёпано слово – полбеды. Слово - оболочка смысла. А смысл в том, что рост лилипута можно исчислять в километрах, но это не делает из него Гулливера.
Само собой, шкала талантов – не градусник. Деления условны, измерения пристрастны,
а сами таланты непредсказуемы. Юный может стать зрелым, зрелый - ярким,
яркий - уйти в творческий запой и вернуться ослепительным. С талантами сложно.
Зато с гением просто - гений вне шкалы.
Суть разницы: талант задаёт уровень, гений открывает путь.
Истинный гений неповторим, хуже того - непостижим. Одному богу известно, почему
из двух неотличимых кусков студня первый становится мозгом Эйнштейна, а второй булькает в башке Кольки Рыжего, которого даже на пошиве тапочек считают туповатым. Причины неведомы, зато очевиден результат. Поскольку первый открыл, что всё в мире относительно, второй имеет право считать себя гением относительно тапочек.
Конечно, время всё ставит на место и само решает - на какое.
Возможно, завтра гениального Димона отольют в бронзе, а гениальную Глашу высекут
в мраморе. Но пока эта радость на нас не обрушилась, можно чуток убавить звук –
то есть, кричать друг другу не "Гений, гений!", а хотя бы "Талант, талант!"
Суть разницы: талант - мера мастерства, гений – мастерство меры.
Посему завершаю.
И с айфона - сразу в сеть.
Гениальное ждать не может.

Комментариев нет:

Отправить комментарий