ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ
Не врут календари… ✍
<b><u>☛ 1899 — в России вышел первый номер журнала
«Огонёк». ☚ </u> </b>
<i>
В 1899 году появился журнал, которому суждено было на
протяжении целого века выполнять роль единственного еженедельника, который у
нас в стране совмещал традиции «Лайфа» и «Тайма», «Пари матч» и «Шпигеля». С
этим журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и
фельетонисты.
Подшивки «Огонька» бережно сохранялись и передавались от
старших читателей к подрастающим младшим. Статьи в «Огоньке» обсуждались,
пересказывались. На мнение, высказанное в журнале, ссылались как на неоспоримый
авторитет. Из цветных вкладок первого в России иллюстрированного журнала
читатели «Огонька» составляли альбомы и украшали этими скромными репродукциями
свое бытие, развешивая картинки по стенам...
Все годы существования «Огонек», как в зеркале, четко отражал
на страницах журнала реальную жизнь с ее многообразием событий. Менялась
страна, менялись и люди: «Огонек» становился другим вместе с ними, но всегда
оставался «своим» журналом для огромного круга читателей. И для каждого
читателя он публиковал что-то очень важное.
Первый номер «Огонька»
вышел в свет в четверг 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное
иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые
ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С М Проппер. С 1902
года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с
тиражом в 120 тысяч экземпляров, отставая по тиражу только от ежемесячной
«Нивы». Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. В
начале века «Огонек» выходил на восьми страницах в 1/8 печатного листа. В
революционные годы (с 1918 по 1923) выпуск «Огонька», как и многих других
российских газет и журналов, прекратился. И хотя в начале двадцатых годов в
российской журналистике началось оживление, ни одно из новых изданий не смогло
заменить такой родной и знакомый «старорежимный» «Огонек» ...
В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и
издательских работников объединились вокруг Михаила Кольцова, одного из самых
ярких журналистов революционной эпохи. Кольцов говорил: «Мы решили попробовать,
удастся ли со старым названием поставить советский журнал». Вся редакция
помещалась в тесной комнате в одном из московских переулков. Журнал выходил на
шероховатой бумаге, то раз в неделю, то раз в десять дней... На конец 1923 года
тираж «Огонька» составил 42 тысячи экземпляров, а уже в 1925 году достиг
полумиллиона. Тогда же сформировались основные принципы: хороший литературный
язык, сдобренный известной долей консервативного официоза, ставка на
иллюстративный ряд, на классический макет, на присутствие в каждом номере
обязательных элементов (довольно скоро таким элементом стал кроссворд).
</i>
『』
<u> </u>
<i>
После того, как Кольцов был репрессирован в 1938 году, недолгое
время журналом руководил один из соавторов «12 стульев» Евгений Петров.
Редакторы менялись, а в начале 50-х редактором журнала на несколько лет стал
знаменитый советский поэт Алексей Сурков. Именно при Алексее Суркове
окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет
знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика
труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда — детектив с продолжением,
фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие декоративный характер, а также так
называемая «вкладка», имевшая в истории советской культуры уникальную функцию —
с помощью цветных репродукций громадные массы людей знакомились с шедеврами
мировой культуры, с русской классикой и... с официозной советской живописью.
Так с помощью «Огонька» очень активно и действенно формировались эстетические
вкусы поколений, «эстетика миллионов», с которой потом пришлось сражаться в
60-е годы советской интеллигенции, и которая была одним из самых твердых
базисных опор консервативного общества брежневского периода.
Журнал стал привычной частью советского быта. Интеллигенция
презрительно называла его «журналом для парикмахерских». Но при следующем
редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, который руководил изданием
рекордный срок — больше 30 лет (с 1953 по 1986) — «Огонек» окончательно
становится «классикой жанра» — спокойным изданием для стабильной жизни. В
«Огоньке» 50-х годов начинал известный советский писатель Владимир Солоухин.
Долгое время в журнале работал Генрих Боровик. Литературное приложение к
«Огоньку», его знаменитая «Библиотечка», в которой печатаются рассказы и очерки,
лучшие статьи и стихи — становится важнейшей составной частью чтения самой
читающей в мире страны. Вообще «Огонек» — не только иллюстрированное, но и
литературное издание. Репортажи Виктора
Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из
номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского — это также
черты «фирменного стиля».
В 1986 году «с подачи» Михаила Горбачева и Александра Яковлева
главным редактором «Огонька» становится Виталий Коротич. С его приходом журнал
повернул на 180 градусов. Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое
оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонек»
эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в
изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей
журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонек». Открывший на этом пути к
читателю множество ярких имен, талантливых авторов, замечательных художников —
он закономерно пришел к финалу этой, наиболее славной страницы своей
истории. Журнал в это время был
знаменитым не только в стране, но и в мире. С ним связана эпоха «гласности»,
смена политической формации, крах советской власти — сначала в умах людей, а
потом и в реальной жизни. Многие статьи в «Огоньке» — «Ждановская жидкость»
Юрия Карякина, открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и
Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика — становятся знаком
новой эпохи.
Но перестройка кончилась. В 1991 году главным редактором стал Лев
Гущин. Ему предстояла непростая задача — реформировать «Огонек», приспособив
его к рыночным условиям. К концу 1994-го года экономическая ситуация не
позволяла выжить на рынке печати такому дорогому, громоздкому и старомодному
культурному продукту. Последние
преобразования в «Огоньке» в начале 1995 года наиболее приблизили его к стандартам
западных иллюстрированных изданий — и объем, и информационная насыщенность, и
использование компьютерной графики сделали журнал совершенно другим, не похожим
на старый советский журнал.
В 1998 году главным редактором «Огонька» стал Владимир Чернов,
пришедший в журнал еще при Виталии Коротиче.
В октябре 2003 года пост
главного редактора занял известный российский журналист Виктор Лошак.
</i>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
➲
http://amnesia.pavelbers.com/Zurnal%20Ogonek.htm
➲
❍ <u> Картинки</u>
https://www.google.ru/search?q=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0+%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BA&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=09eVVI-BN6GjyAOuzYGIDA&ved=0CAkQ_AUoAg&biw=1280&bih=631
❍
Комментариев нет:
Отправить комментарий