<i><b>Имена московских улиц </i></b>
▱ ෴
▱ ෴
▱ ෴
▱
෴ ▱ ෴
▱ ෴
▱ ෴
▱
෴ ▱ ෴
▱
☗ ☗ ♖☗ ۩
⌂ ⌂ ۩
☗♜♖♜♖
<i>
Начиная со средних веков, Москва имела черты резкого
разделения проживания населения по сословиям и профессиональной принадлежности.
Это отразилось в названиях многочисленных улочек и переулков Первопрестольной.
♨
<b>
Раушская набережная
</b>
Раушская набережная располагается в Центральном округе
Москвы района «Замоскворечье». Начинается от улицы Балчуг и, проходя вдоль
берега Москвы-реки, заканчивается у Большого Устьинского моста. По пути к ней
примыкает 2-ой Раушский переулок.
Протяженность - порядка 830 метров.
Ближайшая станция метрополитена - Новокузнецкая.
До 1870 года Раушская набережная называлась Заяицкой.
Топоним связывают или с расселением здесь жителей «из-за Яика», т.е. из Средней
Азии (Яик - прежнее название реки Урал), или с проживание представителей
Яицкого (Уральского) казачьего войска, перебравшихся в Москву во времена
Смутного времени.
Существует и еще одна версия, в которой предполагают об
образовании ошибки в произношении слова «заяузский», т.е. расположенный за
рекой Яузой.
Название Роушской (Раушской) набережной появилось на картах
города после 1874 года. Топоним является производным от слова «ровушки»,
которое обозначало небольшие канавы. Дело в том, что на острове последних
действительно было много и связано это было с необходимостью отвода воды после
сильных половодий на Москве-реке.
История Раушской набережной
В 1495 году на острове, где и расположена сегодня Раушская
набережная, царь Иван III поселил садовников, которые обслуживали Государевы
сады. Вот они то и понарыли «ровушек» для отвода воды из своих дворов.
В начале восемнадцатого столетия, на основании
градостроительного плана, было принято решение ставить фасады новых домов лицом
к формировавшейся Садовнической улице. Таким образом, на нынешнюю набережную
выходили задворки владений с плетнями и огородами.
После переноса столицы в Санкт-Петербург Государевы сады
были выкорчеваны, и надобность в садовниках отпала, после чего участки вдоль
нынешней Раушской набережной, из-за близости к центру, начали скупать
представители дворянства и состоятельного купечества. Все это происходило уже
во второй половине все того же XVIII века.
К 1835 году на Москве-реке и устроенном Водоотводном канале,
благодаря строительству плотин, открылось судоходство. Роушский канал, который
находился в восточной части нынешней улицы Балчуг, за ненадобностью, решили
засыпать. Средства на это выделил купец А.Г. Телепнев, которому Городской Думой
и был обещан этот отсыпной участок.
Но власть есть власть. По окончании работ решение
аннулировали, ссылаясь на необходимость расширения Балчуга. Купцу пообещали
компенсацию из казны, до выплаты которой он так и не дожил. Правда, в 1879 его
дочь - Н.А. Постникова - все-таки добилась от города возмещения ей, как
наследнице, убытков от строительства.
♨
♨
В 1836 году на Раушской
набережной заменили деревянные укрепления вдоль берега и возвели на их месте
каменные. После постройки в 1883 году Большого Устьинского моста, а затем и
переноса в 1899 на остров «толкучего рынка» с Новой площади, жизнь в этом
районе Москвы заметно оживилась.
Интересно, что казалось бы
зарождающийся престижный для застройки жилыми домами район города должен был
обойтись без промышленных предприятий, но одно из них все же появилось - это
Московская электростанция.
Дело в том, что вокруг это
района города Москвы к моменту строительства станции образовалось много
промышленных объектов, которые использовали для получения энергии уголь и мазут
и, соответственно, нещадно дымили. К тому же, в городе уже запустили трамвай, а
также требовался демонтаж газовых светильников вдоль улиц и установка
электрических фонарей. Словом, энергии от обычных паровых машин уже не хватало.
Вначале, в 1888 году, построили
небольшую электростанцию на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка, но
затем осуществили и более амбициозный проект по возведению подобной, но уже на
Раушской набережной.
Один из моментов истории
Раушской набережной запечатлен в виде вмурованной в один из фасадов зданий
металлической доски с надписью «уровень весеннихъ водъ 12 апреля 1908 года» и
горизонтальной отметиной. Это напоминание о страшном наводнении, когда уровень
в Москве-реке поднялся до отметки в 9 метров.
Последствия были страшные. Под
водой оказалась пятая часть тогдашней Москвы, а это 1500 гектаров земли. В зону
затопления попало более 180 тысяч человек. Была затоплена электростанция и
Третьяковская галерея, в которой только чудо помогло уберечь имевшиеся там
шедевры.
Вода в реке сначала стала
сладковатой на вкус, по заверениям очевидцев, из-за попадания в реку продукции
сахарного завода, принадлежащего промышленнику Гепнеру, а затем приобрела
желтый оттенок от попавшей в нее краски с химического производства Ушакова.
Такая вот история, свидетелем
которой и была Раушская набережная.
И в заключении, хотелось бы
отметить архитекторов, которые внесли свой вклад в архитектурный облик этого
места Москвы - это Роман Иванович Клейн, Николай Николаевич Благовещенский,
Иван Владиславович Жолтовский, Валентин Евгеньевич Дубовской и другие
Продолжение следует…
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий