5 мар. 2014 г.

<i><b> Дела давно минувших дней…</i></b>  
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
   ШАЛЯПИН . ТАЛАНТ, ЛЮБОВЬ И ТАЙНАЯ МЕЧТА ВЕЛИКОГО ПЕВЦА.

Талант

Федор Шаляпин родился в семье бедного архивариуса. Образование получил лишь начальное. То есть освоил закон Божий, церковное пение, чтение, письмо да азы арифметики. Из всех дисциплин более всего Феде понравилось пение. Но отец определил отрока в писари, что Феде не понравилось. Призвание свое он видел в другом, а потому, обладая от природы нежным дискантом, попросился в церковный хор. Его прослушали, отметили талант и оставили. Когда дискант сломался, Федя, не теряя времени, обучился у соседа основам нотной грамоты. И когда на месте дисканта родился густой баритон, семнадцатилетний юноша пошел устраиваться в театр – в уфимскую оперную труппу.

И вот тут проявился его второй талант: он с удивительной легкостью стал овладевать репертуаром. Помимо хоровых ему стали давать сольные партии. Переходя из театра в театр и кочуя с ними по России Шаляпин за три года овладел всем популярным на то время оперным репертуаром. Добрался до Тифлиса. Театр, с которым он приехал, разорился, но Шаляпин не стал терять времени и пошел заниматься у знаменитого тифлисского оперного педагога Усатова. Почуяв в молодом певце талант огромного размера, Усатов взялся учить Федора искусству вокала бесплатно и, более того, подкармливал... В дальнейшем Шаляпин называл Усатова своим единственным педагогом и всю жизнь хранил о нем самые теплые воспоминания.

В 1893 году двадцатилетний Шаляпин получил приглашение в тифлисский оперный театр и там, благодаря исключительной способности слету запоминать звучание, за один сезон разучил дюжину партий. Публика рукоплескала, но еще не носила на руках, а оклад позволял снимать лишь угол в полуподвале...

Через год, собрав денег, Шаляпин поехал искать счастья в Москву. Попасть в Большой театр, как он предполагал, не удалось, и тогда он, не задерживаясь, махнул в Петербург. Столичные театралы отметили талант высокого сероглазого блондина, им заинтересовалась дирекция Мариинского театра, и Шаляпин в 21 год оказался на главной оперной сцене Росссии.

Не наша задача описывать дальнейший  творческий путь великого певца, этот путь  хорошо описан  и многим известен. Мы поведем речь о его жизненном пути.

Успех у петербургской публики возник сразу. И быть бы Шаляпину до самой смерти прославленным и почитаемым артистом Императорских театров, но жизнь ставила перед ним свои задачи, решение которых требовали от Шаляпина решительных действий. И он сомнениями не терзался.

В первое же лето певец получает приглашение поехать в Нижний Новгород, «на халтуру» –  выступать во время знаменитой нижегородской ярмарки. Приглашение прислал миллионщик Савва Мамонтов. В ту пору он приступил к воплощению своей давней мечты: создать чисто русский оперный театр, и ярмарка должна была стать для этого стартовой площадкой. Не считаясь с затратами, он пригласил самых лучших певцов и музыкантов, заказал художникам роскошные декорации и костюмы, кои затмевали даже постановки императорских театров.

Савва Мамонтов.

Но выступление перед купцами провалилось, оперные спектакли шли в полупустом зале. При том, что залы нижегородских ресторанов были полны. Убытки Мамонтова были огромны, но это его не остановило. Заплатив  артистам сполна, он прислал Шаляпину предложение бросить казенную сцену и на постоянно перейти в его оперу, которая с осени будет выступать в Москве. Условия были небывалые: Шаляпину предлагался круглогодичный оклад в 600 рублей в месяц (сразу в несколько раз больше, чем он получал в Мариинке).

  Кроме того, по воспоминаниям самого Шаляпина, Мамонтов сказал ему: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно будет поставить новую оперу, поставим оперу!»  И Шаляпин согласился без колебаний!

Таким манером Мамонтову удалось собрать многих талантливых людей. Дирижером в его опере был Рахманинов, художниками — Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов. Среди композиторов – Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, произведения которых тогда ещё не были в чести на казенных сценах, а у Мамонтова они составили основу репертуара.

Когда в Москве опера Мамонтова поставила «Псковитянку» Римского-Корсакова, слава буквально обрушилась на Шаляпина. Потом были великолепные партии в «Хованщине» Мусоргского и в «Садко» Римского-Корсакова. Но подлинно шекспировских высот Шаляпин достиг в роли Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. После исполнения этой партии Шаляпин был признан первым оперным певцом России.

Дирекция императорских театров, чтобы вновь заполучить Шаляпина на свою сцену, теперь тоже не жалела денег. В результате в 1899 году Шаляпин уйдет от Мамонтова, подписав контракт с московским Большим театром. Не предаст, нет, а попросту уйдет туда, где платили больше. Однако пребывание в Частной труппе стало ключевым в биографии Шаляпина, и не только в творческом, но и в личном плане – летом 1898 года он женился на артистке мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле Тарнаги.

Продолжение следует…..

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий