<b> Дела
давно минувших дней… </b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
░ <i> ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ</i>
<b> Две жизни,
две смерти Исаака Иткинда </b>
⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘⌘
Эдуард Тополь
В том же 1967 году,
когда я познакомился с Иткиндом, на Западе вышла и стала международным
бестселлером книга «Папильон» — мемуары французского каторжанина Генри
Чаррьери. В книге были описаны приключения и муки Папильона в каторжных тюрьмах
во Французской Гвинее, его героические попытки бежать с каторги. Как и Иткинд,
Папильон тоже отсидел однажды несколько месяцев в темной каменной одиночке,
получая лишь кусок черного хлеба на весь день. И — как Иткинд! — он не съедал
этот хлеб утром, а делил его на части, чтобы продержаться на этом хлебе весь
день. Конечно, он не был скульптором и не лепил из этого хлеба фигурки, у него
была другая страсть, которая помогла ему выжить, — мечта о побеге и мести
французскому прокурору, который послал его на каторгу.
Эту книгу перевели
почти на все языки мира, были проданы миллионы экземпляров этой книги в твердой
и мягкой обложке, критики и читатели сравнивали Папильона с графом
Монте-Кристо, и в Голливуде сделали по этой книге фильм с Энтони Куином в
главной роли.
Исаак Иткинд прошел
сквозь те же испытания, что и Папильон, но не в тропиках Французской Гвинеи, а
в сталинских тюрьмах, в сибирских и казахских лагерях. Он попал на эту каторгу
не молодым здоровяком, как Папильон, а 66-летним. Выжить и победить КГБ ему
помогли не мечты о побеге и мести, а его призвание. Практически, все эти 30 лет
он так и был в побеге от них — от следователей, от палачей, от страха, от
сталинского террора. Он бежал от них к куску хлеба, из которого мог лепить, к
коряге и пню, из которых он создавал скульптуры, живя даже под землей, как
крот…
Он был свободен — от
социализма, тоталитаризма, сталинизма. И теперь он рассказывал мне об этом так
просто и буднично, как мог бы, наверно, сыграть только Энтони Куин, если бы он
знал о существовании Исаака Иткинда…
«— А теперь в
Алма-Ате мне снова стало совсем хорошо жить», — сказал мне Иткинд. — У меня
теперь очень много дерева — вы видите?
Мы сидели с ним в его
«мастерской» — в холодном бомбоубежище, Иткинд был в валенках и телогрейке, но я
видел, что он и вправду доволен тем, что у него есть, — так любовно смотрел он
на деревянные колоды, пни и коряги, которые лежали вокруг нас на полу его
мастерской и там, на улице, под снегом, — лежали, ожидая его рук и резца.
— Да, мне здесь очень
хорошо. У меня много дерева и много работы придумано. Ко мне приходит молодежь,
смотрят, как я работаю. И ко мне приходят евреи из синагоги, и я диктую им на
идиш свою книгу. Книгу о смысле жизни. Ведь в жизни во всем есть смысл.
Например, когда у женщины рождается ребенок, у нее появляется молоко, правда?
Ни раньше, ни позже. Все в природе имеет свой смысл и все правильно придумано.
И мне нужно работать. Человеку нужно работать, делать свое дело — в лагере, в
тюрьме, все равно. Тогда он живет — это тоже природой придумано. Или — Богом…
Да, я сейчас много думаю о природе и о Боге, еврейском Боге, от которого я
бежал семьдесят лет назад…
Исаак Иткинд,
знаменитый скульптор, чьи работы стоят в лучших музеях мира, а также в музеях
Семипалатинска, Павлодара, Целинограда, Алма-Аты и лежат в подвалах
ленинградского Русского музея, Эрмитажа и московского Пушкинского музея, стал
после своего девяностолетия членом Союза советских художников и получил звание
«Заслуженный деятель искусств Казахской Советской Социалистической Республики».
Он умер в Алма-Ате 14 февраля 1969 года, в возрасте 98 лет. Я надеюсь, что
старые евреи Алма-Атинской синагоги сохранили продиктованную Иткиндом перед
смертью книгу о смысле жизни.
Р.S. Недавно, в марте
2011-го, в Москве я встретился с Аркадием Наумовичем Иткиндом, профессором
экономики и внуком Исаака Иткинда. Мы сидели в «Пирамиде» на Тверской, пили
зеленый чай, говорили о его великом деде и о том, что надо бы сделать фильм —
полнометражный документальный фильм о великом скульпторе ХХ века Исааке
Иткинде, фильм, который должны увидеть не только в России, но и во всех
цивилизованных странах. И еще нужно вытащить из запасников его работы, собрать
их в одну передвижную выставку и повезти по миру. И тогда, я уверен, у Исаака
Иткинда появится третья жизнь, вечная…
Москва, 2011
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Работы скульптора и фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B+%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B0&newwindow=1&es_sm=122&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=t3OYVLPhGOL4ygOmoYKADQ&ved=0CCoQsAQ&biw=1280&bih=631
Комментариев нет:
Отправить комментарий